Безопасность дорожного движения

Безопасность дорожного движения

29 января ГАИ проведет единый день безопасности дорожного движения

В последнюю пятницу месяца Госавтоинспекция проведет Единый день безопасности дорожного движения под названием «Помним, знаем, соблюдаем!»

Сотрудники ГАИ отправятся в трудовые коллективы предприятий и автохозяйств города, учебные заведения и автошколы, чтобы в очередной раз рассказать водителям и пешеходам, к чему приводит недисциплинированность и безрассудство на дорогах. Главной темой выступлений милиционеров станет пропаганда соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.

В прошлом году в столице зарегистрирована 671 дорожная авария, в которых 41 человек погиб и свыше семисот получили увечья различной степени тяжести. К причинам, приводящим к дорожным происшествиям, можно отнести незнание, а чаще несоблюдение ПДД. Статистика показывает, что в большинстве случаев водители и пешеходы попали в ДТП из-за слабых знаний Правил дорожного движения, а также из-за своей недисциплинированности, неосторожности и неуважения друг к другу.

Самым распространенным видом ДТП по-прежнему остается наезд на пешеходов. Так, только в прошлом году в Минске с этой категорией участников дорожного движения произошло 309 аварий (46 % от общего числа ДТП), в которых погибло 28 человек. Кроме того, в списке участников дорожного движения встречаются водители, нарушающие скоростной режим, правила проезда перекрестков и маневрирования. Нередко виновниками аварий становятся и нетрезвые горожане.

Несмотря на предпринимаемые меры, дорожно-транспортные происшествия продолжают уносить и калечить человеческие судьбы. И в решении проблемы предотвращения дорожного травматизма одной Госавтоинспекции недостаточно. Каждый человек должен осознать, что таит в себе дорога, и задуматься над своим поведением.

Татьяна СПОДАБАЕВА,

старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Партизанского РУВД г. Минска

Родителям маленького пешехода!

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему остается актуальной. И если учесть, что большинство ДТП, в которых пострадали дети, случились по вине родителей, то, значит, мы, взрослые, уделяем этой проблеме недостаточно внимания.

Госавтоинспекция предупреждает всех родителей о необходимости контроля передвижения детей. Необходимо пресекать игры возле проезжей части, ограничить перемещения юных пешеходов без сопровождения взрослых.

Отпуская детей одних на улицу, родители должны заранее выбрать и обсудить с юным пешеходом возможные безопасные маршруты следования. И самое главное – всегда демонстрировать детям пример поведения на дороге.

По статистике, мальчики чаще девочек нарушают элементарные правила безопасного поведения на улице и, как следствие, чаще становятся жертвами ДТП. Что касается времени суток, то большее количество травм среди школьников приходится на период с 9 до 16 часов. Влияет на детский дорожно-транспортный травматизм и погода. От нее зависит продолжительность того времени, которое ребята проводят вне дома. Нередко участниками дорожно-транспортных происшествий становятся велосипедисты. Чаще в таких ДТП страдают дети в воз­расте от 7 до 12 лет. Между тем, в Правилах дорожного движения сказано, что детям до 14 лет зап­рещается передвигаться на велосипеде по транспортным магис­тралям, улицам и дорогам.

Одним словом, обучение де­тей азам безопасного поведения на улицах и дорогах должно быть основной частью общей воспи­тательной работы. Родители просто обязаны знать, что формула рискованного поведения на дороге закладывается в сознание детей с самых ранних лет. Поэтому ежедневно взрослые должны напоминать малышам основные правила дорожного движения, обращать их внимание и объяснять, что даже на регулируемом пешеходном переходе, прежде чем ступить на проезжую часть, необходимо убедиться в своей безопасности.

Уважаемые родители! По­мните, Вы – пример для де­тей. Задумайтесь об этом, когда переходите дорогу в неположенном для этого месте или на красный свет и ведете за руку своего ребенка. В этот момент все наставления учителей в школе о необходимости соблюдать Правила дорожного движения теряют всякий смысл.

ОГАИ Партизанского РУВД г. Минска

Рекомендации по предупреждению дорожно-транспортного травматизма участников дорожного движения

Человек и дорожно-транспортные происшествия

Мировая статистика ДТП свидетельствует, что в большинстве из них виноват водитель. Как уже указывалось, в нашей республике доля таких происшествий составляет, примерно 75 процентов, в некоторых странах она доходит до 90 процентов.

По мнению психологов, управление автомобилем необходимо рассматривать как поведение человека, связанного с риском. Реакция на те или иные особенности дорожно-транспортной обстановки зависит от того, насколько водитель считает эту обстановку опасной. Если обстановка, по его мнению, не опасна, он может увеличить скорость движения или начать выполнение сложного маневра, например, обгона, и таким образом повысить опасность своего положения. В связи с этим большое значение имеет то, насколько, правильно способен человек оценивать опасность дорожного движения. Однако способности людей к таким оценкам далеко не идеальны.

Другая психологическая особенность, в значительной мере определяющая безопасность дорожного движения, связана с соотношением сложности стоящих перед водителем задач и уровнем его внимания при их выполнении. Известно, что чем сложнее задача, тем более внимательным становится человек, выполняя ее. Например, уровень внимания водителя при проезде перекрестка больше, чем при движении по однообразной прямой дороге. Причиной ДТП могут быть как слишком сложные, так и слишком простые условия движения. В первом случае водитель может не справиться с требованиями обстановки из-за того, что они превышают его возможности. Во втором случае слишком простые условия движения ведут к снижению внимательности и сосредоточенности водителя и, как следствие, к повышению вероятности его отвлечения от управления автомобилем.

Надежность водителя определяется его способностью управлять автомобилем, обеспечивая при этом максимально возможную безопасность, как для себя, так и для других участников движения. Эта способность предопределена не каким-то одним фактором, например, дисциплинированностью или хорошим здоровьем, а целым комплексом. К наиболее важным из них относятся уровень профессионального мастерства, психофизиологические и личностные качества человека, уровень профессионального здоровья, функциональные состояния. Каждый из этих факторов влияет на качество управления автомобилем.

Причины, отрицательно влияющие на "надежность" водителя, можно классифицировать следующим образом:

водитель не может безопасно управлять автомобилем вследствие низких психофизиологические качеств, психических нарушений, наличия заболеваний, при которых противопоказано управление автомобилем, чрезмерного утомления, стрессового состояния;

водитель не хочет безопасно управлять автомобилем вследствие негативного отношения к соблюдению Правил дорожного движения, низкого уровня правосознания и культуры, агрессивных черт характера, безответственности, склонности к употреблению алкоголя и др.;

водитель не знает, как безопасно управлять автомобилем из-за пробелов в знаниях Правил дорожного движения, основ безопасности движения и т.п., необходимых для безопасного управления автомобилем в разных условиях движения, неточных, неполных или неверных знаний;

водитель не умеет безопасно управлять автомобилем вследствие недостаточно или неправильно сформированных навыков и умения, необходимых для безопасного управления автомобилем, потери навыков.

Перечисленные причины не являются для отдельного человека чем-то раз и навсегда стабильным, они меняются в процессе обучения и самообучения.

Статистикой установлено, что молодые водители в возрасте до 20 лет участвуют в ДТП в 2,5 раза чаще, чем водители среднего и пожилого возраста. Объясняется это в основном необоснованной самоуверенностью, переоценкой своих способностей и квалификации, свойственной большинству людей такого возраста. Немалое значение имеет проявление спортивного азарта, сопровождающегося движением на недопустимо высоких скоростях и частыми рискованными обгонами.

Водители пожилого возраста начинают постепенно утрачивать способности к вождению автомобиля вследствие старения организма. Это происходит вследствие снижения остроты и точности зрения, чувствительности слуха, ослабления внимания и ухудшения способности быстро реагировать на изменения в обстановке движения, снижения сопротивляемости к ослеплению и значительного увеличения времени восстановления зрительной способности после него.

Как показали отечественные и зарубежные исследования, наиболее надежны и безопасны водители, имеющие возраст 40-50 лет. Они гораздо реже (почти в 6 раз) попадают в аварийные ситуации, чем молодые водители. Некоторое увеличение времени реакции такие водители обычно компенсируют жизненным и водительским опытом, повышенной осторожностью и предусмотрительностью.

Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность, моральная и эмоциональная устойчивость, самообладание, чувство ответственности.

Недисциплинированность водителей может проявляться в разных формах – в виде прямого нарушения Правил дорожного движения и неправильных действий, создающих угрозу безопасности движения. Всякое нарушение Правил является нарушением транспортной дисциплины, однако следует различать сознательные и несознательные нарушения. Рассмотрим возможные случаи. Если водитель допустил нарушение Правил дорожного движения несознательно, в результате неспособности правильно и своевременно оценить обстановку или отреагировать на нее (что могло быть вызвано неудовлетворительным психофизиологическим состоянием либо отсутствием необходимых навыков и знаний), то налицо неосторожность в виде небрежности по отношению к аварийной обстановке, возникающей в результате нарушений правил. Другой случай: водитель сознательно нарушает правила движения, понимая, что может создать аварийную обстановку, но рассчитывает предотвратить ее возникновение своими действиями. Здесь – неосторожность в виде преступной самонадеянности.

Возможна и такая ситуация, когда водитель сознательно нарушает правила движения, понимает, что это может привести к аварийной обстановке, но не предпринимает действий для его предотвращения. Здесь – косвенный агрессивный умысел.

И, наконец, возможен прямой умысел к созданию аварийной обстановки, являющейся выражением явных антиобщественных взглядов нарушителя, эгоизма и других низменных побуждений. Если при косвенном умысле нарушитель допускает возникновение аварийной обстановки, которая могла сложиться, но могла и не сложиться, то при прямом умысле присутствует желание поставить водителей других транспортных средств и пешеходов в такое положение, при котором они не могут избежать ДТП.

Социальная задача повышения дисциплинированности водителей решается разнообразными мерами. Меры административной и уголовной ответственности положительно влияют на нарушителей. Однако на отдельных водителей эти меры воздействуют только через чувство страха, не затрагивая более глубинных основ человеческого сознания, его нравственности. Так, некоторые водители, опасаясь наказания, ведут себя осмотрительно лишь в тех местах, где их нарушения могут быть замечены и пресечены лицами, осуществляющими надзор за дорожным движением. При отсутствии же такого контроля они идут на сознательное нарушение норм и правил поведения. Для проведения правового воспитания и повышения уровня сознательности таких водителей важно знать, какие категории водителей склонны к нарушению правил.

Анализ показал, что проявление недисциплинированности особенно характерно для водителей в возрасте до 25 лет и с водительским стажем от 2 до 5 лет. С возрастом, независимо от стажа работы, число нарушений Правил дорожного движения снижается. Типичные ошибки у водителей с водительским стажем до одного года (неправильный выбор скорости, нарушение правил маневрирования и т.д.) объясняются в основном недостаточными навыками и способностями в оценке и прогнозирования дорожной обстановки. У водителей со стажем работы от 2 до 5 лет типичные нарушения (превышение установленной скорости, несоблюдение дистанции, отвлечение от управления) являются следствием чрезмерной самоуверенности, переоценки своих возможностей, игнорирования требований Правил дорожного движения.

Многие люди, довольно спокойные и уравновешенные в обычной жизни, полностью теряют эти ценные качества на дороге. Самого незначительного повода достаточно для того, чтобы вызвать у них обиду, гнев, озлобленность. Причем эти опасные состояния большинство не контролируют. Конечно, высокая интенсивность и напряженность дорожного движения повышают общую нервозность, но это не главное.

Понять самого себя, мотивы и причины своих поступков, эмоций и желаний очень важно. Тогда вы сможете не только безопасно управлять автомобилем, но и собой. Осознавшему свое отношение к вождению, станут понятны и опасности, которые с ним связаны. Например, вы ощущаете чувство неуверенности и страха, смешанного с удовольствием от быстрой езды – это симптом того, что о безопасности вы забыли, снижайте скорость. Если вы начинаете чувствовать сильное раздражение по отношению к водителю автомобиля, движущегося впереди, – это симптом начала опасного конфликта. Не принуждайте его уйти с занимаемой полосы, а подождите удобного момента для обгона.

Можно с уверенностью сказать, что способность рассматривать других участников дорожного движения в качестве партнеров, а не конкурентов или помех для движения один из основных факторов обеспечения безопасности дорожного движения.

Алкоголь и безопасность движения

Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ является самым опасным нарушением Правил дорожного движения, что приводит к ДТП с тяжелыми последствиями. Исследования, проведенные специалистами в области безопасности дорожного движения, показывают, что при концентрации содержания алкоголя в крови одного промилле (один промилле – это один грамм чистого алкоголя в одном литре крови), что приблизительно соответствует употреблению водителем 150 грамм водки, вероятность совершения ДТП в 5-10 раз больше, чем в случаях полного отсутствия алкоголя. При этом вероятность погибнуть в ДТП увеличивается более чем в 2,5 раза, а получить травму более чем в 2 раза. При уровне алкоголя в крови, равном 1,5 промилле, вероятность совершить ДТП увеличивается в 55 раз, а погибнуть – в 16 раз.

Алкоголь – один из самых коварных врагов водителя, ибо делает его беззащитным перед лицом возможной опасности. Но основная опасность заключается в том, что нетрезвый человек не только не замечает этого, но и склонен завышать свои способности. Он считает, что стал умнее, сильнее, хитрее, удачливее. Опасны не только большие, но и малые дозы алкоголя. При управлении автомобилем в условиях интенсивного движения водитель нередко работает на пределе своих возможностей, поэтому даже незначительное нарушение психофизиологических функций после приема даже небольших доз алкоголя становится причиной ошибок и ДТП.

Если водитель видит свои недостатки, то в его власти компенсировать их за счет других качеств. Например, человек, имеющий замедленную реакцию и знающий об этом, может компенсировать свой недостаток умением заранее предвидеть возможные опасности и не подвергать себя необходимости выполнения очень быстрых действий.

В начальной стадии алкогольного опьянения вероятность ошибки водителя возрастает именно за счет склонности к переоценке своих возможностей и возможностей автомобиля, при этом человек обычно чувствует прилив сил, движения его становятся более быстрыми, пропадает усталость, кажется, что способен на все. Он обычно не замечает в себе ничего, что убеждало бы в обратном. Ведь самочувствие хорошее и настроение приподнятое. Но жертвой алкоголя на данном этапе становится не двигательная активность человека, а его способность к оценке и принятию решения. Эти очень важные для водителя функции поражаются первыми.

На второй стадии опьянения значительно увеличивается процент ошибок, связанных с недооценкой опасности ситуации. Объясняется это тем, что алкоголь начинает отрицательно воздействовать на те качества водителя, которые необходимы для правильного и своевременного восприятия опасности. Резко ухудшаются острота зрения, способность видеть в темноте, объем внимания и т.д. Так, время, необходимое водителю для восстановления видимости обстановки после его ослепления светом фар встречного автомобиля, увеличивается в 2-4 раза и становится равным 14-30 с%�мая распространенная вредная привычка – курение. Многие водители считают сигарету успокоительным и повышающим внимание средством. Однако никотин действует на центральную нервную систему переменно – после кратковременного возбуждения наступает длительное торможение, понижающее работоспособность. Курение во время управления автомобилем, как правило, сопровождается нарушением точности вождения. Поиски сигареты, прикуривание мешает управлению автомобилем. Кроме того, эти действия сопровождаются отвлечением взгляда водителя от дороги на 0,6-1,5 секунды. Иногда этого достаточно, чтобы при внезапном возникновении препятствия на проезжей части водитель оказался бессильным предотвратить ДТП.

Исследования показывают, что ряд лекарственных препаратов оказывает отрицательное влияние на надежность водителя. Водители при принятии этих лекарств могут в зависимости от вида принятого лекарства и его химического состава ощущать ряд недомоганий психического и даже физиологического характера. Такими недомоганиями являются, например, повышенная чувствительность к свету и ослеплению, особенно в вечернее и ночное время, ограничение поля зрения, снижение чувствительности слуха, более быстрое наступление усталости, замедление времени реакции, ухудшение способности правильно оценивать дорожно-транспортную ситуацию, снижение скорости двигательных реакций, способности самооценки и внимания, нарушение равновесия, а также головокружение и сонливость, затрудняющих вождение. Эти отрицательные явления усиливаются под воздействием принятого алкоголя.

Следует помнить что, в соответствии с требованиями подпунктов 10.1-10.2 пункта 10 Правил дорожного движения, водителям запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции.

Нарушения, возникающие у водителей после употребления алкоголя и наркотиков, имеют много общего. Они действуют на мозг так же, как и алкоголь. При любых физических недомоганиях рекомендуется, как можно объективнее оценить в какой степени они действуют на сосредоточенность и внимание. Если недомогания устраняются успокаивающими средствами, то после этого нельзя управлять транспортным средством, так как они угнетают функции организма, обеспечивающие концентрацию внимания. Нельзя садиться за руль после принятия лекарств, на этикетке которых указано, что они противопоказаны водителям автомобилей, а также снотворных и болеутоляющих средств, даже если нет такого указания. Во время эпидемий гриппа количество ДТП возрастает, так как в этот период за рулем много людей, реакция и внимание которых нарушены из-за болезни.

Учитывая, что управление транспортным средством лицом, находящимся в состояни%1�екрестков пешеход должен перейти проезжую часть дороги на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны и по кратчайшей траектории, что обеспечит наименьший период времени нахождения пешехода на проезжей части дороги. Нельзя принимать решение о пересечении проезжей части на закруглениях дороги с малым радиусом, а также пересекать ее в местах, с ограниченной обзорностью из-за транспортных средств или иных препятствий.

Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров. Для определения безопасной дистанции пешеход должен знать, что средняя его скорость составляет около 1,2 метров в секунду, это позволяет ему пересекать дорогу шириной 7-10 метров за 6-8 секунд. В тоже время автомобиль движется вне населенного пункта со скоростью около 90 километров в час или 25 метров в секунду, а в населенном пункте – 60 километров в час, то есть около 17 метров в секунду.

Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда. В местах, где отсутствуют тротуары, пешеходные или велосипедные дорожки, а также обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.

Группы детей нельзя вести по проезжей части дороги. Если же тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка отсутствует, детей можно вести по обочине навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток. Группа детей должна обязательно сопровождаться сов�BCопеда и встречного транспорта. Именно здесь и допускают ошибки, особенно молодые и неопытные водители. Безопасно осуществить поворот налево можно в том случае, если расстояние до встречного автомобиля во столько раз больше пути движения на перекрестке, во сколько раз скорость встречного автомобиля больше скорости поворачивающего. Учитывая скорость транспортных средств в населенных пунктах можно считать, что поворачивать налево можно тогда, когда расстояние до встречного автомобиля больше длины траектории движения на перекрестке как минимум в 5 раз. Кроме того, велосипедисты и водители мопедов должны знать, что им запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, а также на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.

Зачастую наезд на велосипедистов происходит при резком отклонении их от траектории прямолинейного движения или при движении на расстоянии более одного метра от края проезжей части.

Значительную часть происшествий, происходящих по вине пешеходов, водитель может предотвратить, если будет учитывать, что человек, вышедший на дорогу может испытывать недомогание, находиться в состоянии душевного беспокойства, иметь плохое зрение или слух. Водитель должен учитывать, что в определенных ситуациях пешеходу необходимо предоставить преимущественное право на движение, иначе пешеход может испугаться быстро приближающегося транспорта и неожиданно изменить направление движения. Наиболее опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части дороги из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзор. Чаще всего это происходит там, где транспортное средство останавливается прямо на проезжей части дороги, имеющей недостаточную ширину или возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств – барьеров, сеток и т.п. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов, должен соблюдать следующие меры предосторожности: снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта и при появлении пешехода внимательно наблюдать за его действиями и быть готовым к экстренной остановке транспортного средства.

Если водитель движется по двухполосной дороге и выдерживает интервал до стоящего попутного автобуса около 1,5 метров, то он сможет заметить пешехода, выходящего из-за автобуса с расстояния 12-13 метров, что, как правило, достаточно для того, чтобы остановить на сухом асфальтобетонном покрытии грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 20-25 километров в час и легковой автомобиль, движущийся со скоростью 30-35 километров в час. Аналогичные меры предосторожности нужно соблюдать и при проезде по двухполосным дорогам мимо автобуса и троллейбуса, стоящего на встречной полосе. Почти каждый пятый наезд на пешехода, совершаемый по вине водителей транспортных средств, происходит на нерегулируемом перекрестке. Причиной таких происшествий, как правило, является неправильная концентрация и распределение внимания водителей при оценке возникшей ситуации. Например, водитель, концентрируя внимание на приближающихся транспортных средствах, упускает из поля зрения поведение пешеходов. В ряде случаев наезд на пешехода происходит, когда он движется по пешеходному переходу, расположенному на многополосной проезжей части дороги, а транспортное средство выезжает из-за стоящих в соседних рядах транспортных средств. Нередко наезд на пешехода совершается транспортным средством, проезжающим перекресток в период смены сигналов светофора. Подъезжая к пешеходному переходу, водитель должен внимательно наблюдать за поведением пешеходов и водителей других транспортных средств. Если, движущийся впереди по соседней полосе автомобиль затормозил, то, возможно, что он останавливается, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо притормозить или остановиться, и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.

Бывают случаи, когда транспортное средство совершает наезд на пешехода, выходящего из трамвая, стоящего на остановочном пункте, расположенном посредине проезжей части. Это является грубым нарушением требований пункта 120 Правил дорожного движения, который обязывает водителя остановиться и уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке трамваю либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей трамвая и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота).

Особую осмотрительность нужно проявлять водителю при встречном разъезде в зоне пешеходного перехода, поскольку пешеход, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом, все внимание уделяет ему и не замечает встречное транспортное средство. Водителю нужно учитывать, что любое появление пешехода на проезжей части дороги должно стать сигналом опасности совершения ДТП, особенно в условиях скользкого покрытия, когда пешеход не может быстро перейти проезжую часть, а водитель быстро остановить транспортное средство. При приближении к пешеходам водителю не следует полагаться на подачу звукового сигнала, поскольку пешеход может растеряться и своевременно не освободить проезжую часть. Поэтому самым надежным способом предотвращения наезда является снижение скорости и остановка автомобиля. В то же время при возникновении опасных ситуаций водителям необходимо знает, что если пешеходами являются молодые люди, они переходят дорогу быстро и их лучше объезжать сзади. Пожилые пешеходы, как правило, рассеянны и невнимательны, заметив или услышав автомобиль при переходе дороги, они чаще всего поворачивают назад, поэтому, если объезжать их сзади, не исключена вероятность наезда.

Около 30 % случаев наездов на пешеходов происходит тогда, когда они находятся в нетрезвом состоянии, которое приводит к потере возможности правильно оценивать дорожную обстановку. Водителю, как правило, трудно предугадать, как поведет себя такой пешеход при приближении к нему транспортного средства. Кроме того, на скользкой дороге у таких пешеходов возрастает вероятность падения на дорогу. Поэтому водитель, заметив неустойчивое поведение пешехода, должен снизить скорость движения, а в ряде случаев и остановиться или объехать его на большем расстоянии.

Водителю не следует забывать о том, что неблагоприятные погодные условия повышают опасность наезда на пешеходов, поскольку их внимание снижается, например, при низкой температуре воздуха, сильном ветре, дожде, снегопаде и т.п.

Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может неожиданно изменить направление движения. Особенно опасно, когда дети на проезжей части дороги катаются на коньках, санках или лыжах. Такие места водитель должен проезжать с особой осторожностью и только тогда, когда уверен, что они видят автомобиль и не находятся в движении.

Приближаясь к стоящему автобусу с включенной аварийной световой сигнализацией и имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость движения, при необходимости остановиться и уступить дорогу пешеходам.

Особую опасность представляет превышение водителями установленной скорости движения в местах массового передвижения детей – у школ, детских садов, площадок, когда на проезжей части или в непосредственной близости от нее находятся дети.

Часто ДТП с детьми совершаются в ситуациях, когда они оказываются между встречными потоками транспорта. Если в такой ситуации ребенок видит автомобиль – опасность меньше, если же он смотрит в противоположную сторону – опасность возрастает, поскольку нет уверенности в том, что ребенок заметит автомобиль. Особое внимание необходимо проявлять в ситуациях, когда ребенок на проезжей части дороги стоит спиной к приближающемуся автомобилю или его внимание отвлекают другие дети, уже перешедшие дорогу, а также в случаях, когда на середине дороги находится группа детей. Водитель в такой обстановке в соответствии с требованиями пункта 119 Правил дорожного движения должен быть готов снизить скорость движения или остановиться, чтобы исключить вероятность наезда на детей. Следует подчеркнуть, что соблюдать эти требования водитель обязан везде, в том числе и вне пешеходных переходов.

Большинство несчастных случаев можно избежать, если обучать ребенка правильному и безопасному поведению на дороге. Основная причина ДТП заключается в том, что дети переносят на дорогу привычки, навыки наблюдения, которые они приобрели в быту. Следует отметить, что из каждых двадцати случаев наездов на детей девятнадцать повторяются. Девять из десяти пострадавших на проезжей части дороги детей вовремя не заметили приближающееся транспортное средство и ошибочно считали, что находятся в безопасности. Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся автомобилей, зданий, насаждений, заборов и других объектов, ограничивающих водителю обзорность.

Восемь процентов пострадавших детей попали в ДТП в ситуации обгона и опережения транспортных средств. Двое из десяти пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено объектом на другой стороне улицы. Чаще это бывает на улицах с небольшой интенсивностью движения. Шесть процентов пострадавших детей попали под автомобиль после того, как вырвались из рук родителей. Причем такое поведение характерно для детей в возрасте до шести лет. При переходе улицы ребенка надо постоянно учить наблюдению за дорожной обстановкой.

Неправильное поведение родителей на дороге вместе с ребенком может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких нарушений Правил дорожного движения.

Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств – насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти из-за этих объектов на проезжую часть дороги.

Рекомендации по выбору безопасной скорости движения

Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безаварийной работы водителя. Скорость движения автомобиля может изменяться в широких пределах. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель при выборе скорости движения должен учитывать ограничения скорости, установленные данными Правилами и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения.

С возрастанием скорости движения процесс вождения автомобиля усложняется и требует большего напряжения сил и внимания а, следовательно, возрастает и вероятность возникновения ДТП. При скорости 100 километров в час частота пульса увеличивается даже у опытных водителей. Кроме того, чем выше скорость, тем тяжелее последствия ДТП. Поэтому при меньших скоростях, безусловно, легче обеспечить безопасность дорожного движения. Однако надо иметь в виду, что, большинство происшествий возникает не просто из-за высоких скоростей движения, а из-за несоответствия скорости автомобиля конкретным дорожным условиям, обстановке движения, подготовленности водителя. Многие водители не умеют правильно выбирать безопасную скорость. По данным анализа превышение установленной скорости движения и неправильный ее выбор являются наиболее частой причиной ДТП. Стремление двигаться с необоснованно высокой скоростью особенно часто проявляется у молодых неопытных водителей.

Опытного водителя отличает, прежде всего, движение без больших перепадов скорости, без интенсивного разгона и резких торможений с наименьшим количеством переключения передач. Такой режим движения меньше утомляет водителя и пассажиров, позволяет снизить расход топлива, уменьшить износ автомобиля и главное – позволяет существенно снизить вероятность возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций.

Скорость, с которой можно безопасно двигаться в конкретной обстановке, должна зависеть от возможности остановить автомобиль при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить. На выбор безопасной скорости влияет интенсивность движения. Как показали исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если же скорость автомобиля отличается от средней, например, на 60 километров в час, то вероятность вовлечения в ДТП для такого автомобиля возрастает, примерно, в тысячу раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью транспортного потока.

Причина этого явления заключается в том, что водитель автомобиля, движущегося со скорость меньшей, чем средняя скорость потока, обгоняется большинством транспортных средств и становиться объектом для наезда сзади, в то время как водитель автомобиля, двигающийся с превышением средней скорости потока, сам совершает частые обгоны, что увеличивает вероятность совершения ДТП.

Вождение автомобиля в городах с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов требует от водителя большого внимания, дисциплинированности и четкости действий. В этих условия водитель должен двигаться с такой скоростью, чтобы своевременно обеспечить наблюдение за дорогой, ее состоянием, транспортными средствами, пешеходами, сигналами светофоров. На одной и той же улице при различных условиях скорость движения, обеспечивающая безопасность, будет разной. Рано утром и в сухую погоду, когда интенсивность движения транспорта и пешеходов небольшая можно развить максимально разрешенную скорость. При скользком состоянии проезжей части дороги, возросшей интенсивности движения и других условиях, осложняющих движение, скорость должна быть снижена.

Водитель, имеющий небольшой стаж работы или впервые попадающий в крупный город, не должен придерживаться скорости быстро движущихся автомобилей. Лишь полностью освоившись с особенностями городского движения, можно повышать скорость. Скорость движения ни в коем случае не должна определяться тем, спешит ли водитель или пассажир. Значительное увеличение скорости в условиях города зачастую не дает ощутимого выигрыш20проверить действие тормозов на ходу автомобиля. Если они намокли, их нужно «просушить», увеличив подачу топлива, а левой ногой притормаживая. Когда водитель почувствует, что эффективность тормозов восстановилась, он может повысить скорость движения.

Иногда в дождливую погоду может возникнуть весьма опасное явление – гидропланирование. Сущность его состоит в том, что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной пленки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Автомобиль как бы «приседает» на задних колесах, в то же время, как передние приподнимаются на водяном клине. Автомобиль перестает слушаться руля, хотя задние колеса продолжают сохранять сцепление с дорогой. По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движения, а на закруглениях дорог внезапно съезжает на обочину или опрокидывается. Слой воды, толщиной несколько сантиметров может вызывать гидропланирование при скорости движения свыше 80 километров в час, особенно при изношенных шинах. Поэтому опытные водители при проезде участков, залитых водой, придерживаются скорости не выше 50-60 километров в час.

Анализ ДТП показывает, что наряду с происшествиями более или менее равномерно распределенными по длине дорог значительная часть их концентрируется на сравнительно коротких участках. К таким участкам относятся места с повышенной опасностью для движения, а именно: крутые повороты, подъемы, спуски, места с ограниченной обзорностью, узкие участки. Проезд этих участков допустим только с ограниченной скоростью. Если скорость движения на предшествующих участках не ограничивалась, то неопытный или неосмотрительный водитель, не считаясь с особенностями расположенного впереди участка, может развить скорость намного большую, чем допускают дорожные условия. Сталкиваясь с необходимостью резкого снижения скорости, он подвергается опасности попасть в аварию.

Так, неправильный выбор скорости при движении на поворотах дорог – одна из главных причин таких видов дорожных происшествий, как опрокидывание или столкновение со встречным транспортом. Причиной возникновения заноса и опрокидывания на поворотах дорог являются действия центробежной силы. Причем чем выше скорость движения и центр тяжести, тем большая опасность опрокидывания.

Происшествия на поворотах дорог происходят иногда потому, что водитель, хотя и движется со скоростью допустимой для прохождения поворота без заноса, поздно замечает поворот и для того, чтобы вписаться в него резко поворачивает рулевое колеса. Поперечная инерционная сила, возникающая при этом, может достичь значений, превышающих величину центробежной силы.

Приближаясь к повороту надо твердо помнить, лучше снизить скорость до въезда на поворот, чем тормозить при прохождении его. На повороте не следует выключать или переключать передачи. Если поворот крутой и в конце его потребуется переключение передач, то лучше это сделать в начале поворота. Торможение и выключение сцепления на повороте может привести к заносу.

Участки подъездов и спусков на автомобильных дорогах характеризуются значительным количеством ДТП. Причем основной причиной ДТП на таких участках чаще всего являлась чрезмерная скорость, развиваемая водителями на затяжных спусках. Характерно, что число происшествий под уклон в 1,5-3 раза больше, чем при движении на подъем. Большая опасность движения на спуск, чем на подъем, связана с увеличением длины тормозного пути на спусках при необходимости экстренного торможения, а также со случаями отказа тормозов.

В местах с ограниченной видимостью (из-за зеленых насаждений, малых радиусов закруглений, переломов продольного профиля, строений и т.д.) скорость необходимо снижать, чтобы можно было остановить автомобиль в пределе видимости. В этом случае водителю может помочь следующий упрощенный способ выбора скорости движения: на один метр видимого расстояния принимается не более одного километра скорости движения. Например, если дорога просматривается на расстояние не более 30 метров, скорость движения не должна превышать 30 километров в час.

При выборе скорости движения необходимо учитывать характер груза и его расположение на транспортном средстве. Чем выше размещается центр тяжести груза и меньше радиус закругления, тем опаснее движение на повороте и, следовательно, тем ниже должна быть скорость.

Ветровая нагрузка также влияет на выбор скорости. На скользком и обледенелом покрытии при больших скоростях движения такая сила способна сдвинуть автомобиль. Может начаться занос.

Особую опасность при сильном боковом ветре представляет момент выезда из леса или другого закрытого пространства на открытое место. Ветровая нагрузка приводит к внезапному «уводу» автомобиля. При скорости 90 километров в час и выше автомобиль может переместиться в поперечном направлении до метра. Вследствие этого он может столкнуться со встречным транспортным средством или выехать за пределы проезжей части. Поэтому, подъезжая к такому участку, необходимо значительно снизить скорость движения и, сопротивляясь уводу автомобиля, крепко удерживать рулевое колесо двумя руками.

Немалые затруднения для водителя представляет выбор скорости движения в тумане. Большинство ДТП в условиях тумана составляют столкновения с движущимся впереди транспортным средством. При этом водители, выбирая безопасную дистанцию, не учитывали, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются, примерно, в два раза удаленными, чем в действительности. Скорость движения в тумане во всех случаях должна быть ниже скорости движения при ясной погоде. При выборе ее надо исходить из возможности остановки автомобиля в пределах видимости. Обгон в густом тумане недопустим. В этих условиях надо избегать внезапных торможений. При необходимости остановиться, скорость надо снижать плавно. При этом целесообразно несколько раз нажать на педаль тормоза и тем самым подать сигнал для предупреждения водителей автомобилей, двигающихся сзади.

При движении в густой снегопад, метель, в пыльную бурю или сильный ливень надо применять аналогичные меры предосторожности.

Движение на высоких скоростях требует от водителя умения особенно точно оценивать пространственное положение автомобиля и степень безопасного приближения к параллельно движущимся попутным или встречным транспортным средствам. Известно, что автомобиль при движении по дороге постоянно отклоняется в сторону от намеченной траектории движения из-за неровностей проезжей части, наличия люфтов в передней подвеске и рулевом механизме, боковой эластичности шин.

Надо знать, что чем выше скорость движения, тем больше это отклонение. Так, при скорости 50-60 километров в час величина отклонения от прямолинейной траектории может достигать 20 сантиметров, а при скорости 100-120 километров в час – 40 сантиметров. При обгонах или опережениях транспортных средств на высокой скорости, особенно в условиях интенсивного движения, необходимо учитывать эти отклонения при выборе безопасного интервала.

При движении иногда встречаются участки, где проводится поверхностная обработка проезжей части (с целью увеличения шероховатости), и на проезжей части имеются щебень и мелкие камни. Обычно на таких участках дорог скорость движения ограничена соответствующими дорожными знаками. Однако даже, если таких ограничений нет, необходимо значительно снизить скорость (до 20-30 километров в час), увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и, по возможности, интервал. Водитель, не сделавший этого, рискует разбить лобовое стекло камнем, который может вылететь из-под колес движущегося впереди или встречного автомобиля.

Выбирая скоростные режимы движения, водитель должен неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения, не превышать скорость движения, установленную соответствующими дорожными знаками, а также максимальную скорость движения, определенную технической характеристикой транспортного средства. Двигаться с большой скоростью можно лишь при полной надежности автомобиля, соответствующих дорожных условиях и хорошем физическом состоянии.

Следует знать, что за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения от 10 до 20 километров в час предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 1 базовой величины, а за превышение водителями установленной скорости движения от 20 до 30 километров в час – штраф в размере от 1 до 2 базовых величин.

Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 километров в час влечет штраф в размере от 2 до 10 базовых величин. Превышение установленной скорости движения на величину от 20 километров в час и более, совершенное водителем повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие нарушения, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин или лишение права управления транспортным средством сроком до 1 года.

Рекомендации по использованию ремней безопасности и детских удерживающих устройств

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель должен быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности в механическом транспортном средстве, оборудованным такими ремнями, а при движении на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Это требование касается не только водителя и пассажира на переднем сиденье, но и пассажиров перевозимых на заднем сиденье автомобиля.

Допускается не пристегиваться ремнями безопасности только для:

лица, обучающего управлению механическим транспортным средством, когда транспортным средством управляет обучаемый управлению;

пассажира транспортного средства оперативного назначения, водителя автомобиля-такси – при движении в населенном пункте;

пассажира с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.

В настоящее время практически все автомобили оснащены ремнями безопасности – эффективным средством защиты водителя и пассажиров. Ремень безопасности при ДТП предохраняет их от удара о приборный щиток или от опасности быть выброшенным через дверцу или ветровое стекло.

Анализ происшествий подтвердил, что ремень безопасности тем более эффективен, чем ниже скорость столкновения. Если скорость столкновения ниже 50 километров в час, то жизнь водителя практически гарантирована, если он правильно пристегнут ремнем безопасности. Без ремней безопасности люди могут погибнуть или получить тяжелые травмы в момент столкновений, когда скорость движения транспортных средств не превышает 20 километров в час.

Автомобили могут комплектоваться двумя типами ремней – с инерционными катушками и без них. В первом случае ремни не нуждаются в регулировке длины, а во втором случае регулировка необходима. Длина ремня должна быть такой, чтобы между грудью и диагональной лямкой оставался зазор не более 2-3 сантиметра, иными словами кисть руки должна туго входить под него на уровне груди. Изменение длины ремня осуществляется с помощью регулятора. Ремень подлежит обязательной замене новым, если он подвергся критической нагрузке в ДТП или имеет потертости, разрывы и другие повреждения. Осуществляя перевозку пассажиров, водители легковых автомобилей и мотоциклов должны помнить, что нельзя перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства (сиденья), а также на заднее сиденье мотоцикла. Нельзя также перевозить детей на коленях у водителя и у пассажира на переднем сиденье легкового автомобиля. В то же время совершеннолетний пассажир на заднем сиденье легкового автомобиля может держать на коленях одного несовершеннолетнего в возрасте до двенадцати лет при условии, что названный пассажир пристегнут ремнем безопасности.

Следует отметить, что настоящее время в республике на автомобилях практически не используются специальные удерживающие устройства для обеспечения безопасности детей при их перевозке (детское автомобильное сиденье, люлька, специальные ремни безопасности и т.п.). Как показывают исследования, использование этих устройств может уменьшить на 70-90 процентов риск получения ребенком травм или смертельного исхода в случае ДТП. Так, во время лобового столкновения транспортных средств, при скорости 50 километров в час масса ребенка весом 25 килограмм, движущегося вперед под действием кинетической энергии, достигает одной тонны, что равносильно падению его с четвертого этажа.

Дети в возрасте до 9 месяцев должны перевозиться в транспортном средстве в специальной люльке, зафиксированной на заднем сиденье с помощью ремней безопасности, и имеющую защитную сетку. Детей в возрасте от 9 месяцев до 3 лет необходимо перевозить с использованием специального кресла, снабженного соответствующими ремнями, и, устанавливаемого на заднем сиденье. Дети в возрасте с 3 до 12 лет должны перевозиться в транспортном средстве с использованием специального детского сиденья на переднем сиденье или пристегнутые ремнями безопасности на заднем сиденье легкового автомобиля.

Кроме использования специальных удерживающих устройств для обеспечения безопасности детей-пассажиров, необходимо соблюдать следующие правила: закрывать дверь автомобиля на предохранительную защелку; не оставлять тяжелых и острых предметов на задней полке автомобиля, так как в момент столкновения или резкого торможения они могут травмировать ребенка; иметь с собой какие-нибудь игры или лакомства для того, чтобы дети легче переносили поездку в автомобиле. Водителям следует помнить, что нарушение правил перевозки людей влечет административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 5 базовых величин. За нарушение правил пользования мотошлемами или ремнями безопасности предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 базовой величины.

Влияние дорожных условий на безопасность движения

Дорожные условия оказывают значительное влияние на режим и безопасность движения, как отдельных автомобилей, так и всего потока транспортных средств в целом. Большая роль в обеспечении безопасности движения принадлежит основным технико-эксплуатационным показателям автомобильных дорог. К числу таких показателей относятся: геометрические размеры земляного полотна, проезжей части; ширина и состояние обочин; ровность и шероховатость покрытия; видимость на кривых в плане и продольном профиле; освещенность опасных участков дороги в темное время суток; наличие средств организации дорожного движения; дорожной инфраструктуры; инженерного обустройства; соответствие системы регулирования фактической интенсивности движения автомобилей и пешеходов.

Водители оценивают дорогу, прежде всего, по качеству и состоянию ее покрытия. Идеально гладкое покрытие дороги было бы серьезным недостатком, так как при этом резко снизился бы коэффициент сцепления колес с дорогой. Поэтому покрытие автомобильных дорог должно иметь шероховатость с выступами и углублениями в пределах 3-5 миллиметров. Оптимальное использование ширины проезжей части автомобилями достигается только при наличии укрепленных (на ширину 1,5-1,8 метров) обочин. При неукрепленных, грязных обочинах ближайшие к ним полосы проезжей части шириной до 0,8-1,2 метров и более не используются, так как водители, опасаясь заноса, стремятся вести автомобиль ближе к оси проезжей части.

Видимость является одним из важнейших факторов, определяющих безопасность движения по дорогам. С недостаточной видимостью чаще всего связаны ДТП при обгонах. При хорошей видимости водитель получает своевременную информацию об остановке на дороге и состоянии самой дороги, поэтому он может заблаговременно принять меры (снизить скорость, перестроиться) до подъезда к месту, требующему повышенного внимания и осторожности. Двигаясь по извилистой дороге, водитель не всегда может рассчитывать, что будет обеспечена нормативная видимость, и должен, в первую очередь, полагаться на свой глазомер.

Пересечение автомобильных дорог в одном уровне создает повышенную опасность для движения, уменьшает пропускную способность обеих пересекающихся дорог. По данным анализа ДТП на пересечениях происходит пятая часть всех происшествий. В значительной мере безопасность движения на пересечениях зависит от обеспечения видимости пересекаемой дороги и приближающихся по ней транспортных средств. Видимость пересечения определяется продольным профилем дороги в месте его расположения. Лучшая видимость обеспечивается в случае, когда обе дороги в месте пересечения имеют прямой или вогнутый продольный профиль. Выпуклый профиль дороги значительно ухудшает видимость.

На таких пересечениях с помощью дорожных знаков обозначена главная дорога. Водитель автомобиля, движущегося по главной дороге, имеет право преимущественного проезда, однако это не снимает с него обязанности быть внимательным к обстановке в месте пересечения дорог. Хотя видимость для водителей, движущихся по второстепенным дорогам, как правило, хуже, требования по обеспечению безопасности движения для всех водителей одинаковы. Поэтому до выяснения ситуации на нерегулируемом перекрестке рекомендуется заранее снизить скорость до пределов, допускающих при необходимости своевременную остановку автомобиля перед перекрестком.

Опасные ситуации возникают на примыканиях (трехсторонних пересечениях). Поэтому, подъезжая к ним, нужно особенно внимательно наблюдать за приближающимися к перекрестку транспортными средствами. На примыканиях, расположенных под острым углом к главной дороге, чаще создается опасная ситуация. Проезд пересечений требует пристального внимания даже тогда, когда они представляют собой примыкания второстепенных дорог с очень малой интенсивностью движения. Опыт показывает, что именно на таких пересечениях нередко происходят столкновения.

Развязка автомобильных дорог в разных уровнях позволяет избежать пересечения встречного потока транспортных средств при левом повороте или развороте, увеличивает пропускную способность пересечения и повышает безопасность движения. Подъезжая к сложной дорожной развязке, необходимо четко определить схему движения по ней и точно выполнять требования дорожных знаков и разметки.

Существенно возрастает опасность возникновения аварийной обстановки на участках дорог, где меняется установившийся режим движения транспортного потока. Снижение скорости движения потока транспортных средств, вынуждает к резким торможениям, что приводит к попутным столкновениям.

Опасными являются и дорожные условия, позволяющие увеличить скорость движения, которая может превысить безопасную для данной ситуации. Такими участками являются затяжные спуски. Большую опасность представляют собой неукрепленные обочины. Заезд на такие обочины приводит к резкому нарушению сопротивления движению различных колес автомобиля и сопровождается его заносом или опрокидыванием.

Наблюдения показали, что на криволинейных участках с малым радиусом закругления водители, движущиеся по наружной полосе, стремятся срезать среднюю часть кривой поворота и выехать на встречную внутреннюю полосу, а автомобили, движущиеся по внутренней полосе, часто выезжают на встречную наружную полосу. При этом существенно увеличивается величина поперечной силы, которая заметно ухудшает устойчивость автомобиля. С уменьшением радиуса закругления условия движения усложняются, повышается опасность столкновения.

Дорожные знаки, разметка и другие средства организации дорожного движения, оказывают существенное влияние на повышение безопасности дорожного движения. На участках дорог с правильно нанесенной дорожной разметкой средняя скорость движения транспортных средств выше, а число ДТП снижается. Обозначение обочин дороги направляющими столбиками со светоотражающими элементами способствует сокращению числа ДТП в темное время суток.

Безопасность дорог в городах во многом зависит от того, насколько изолированы от транспортных потоков пешеходы и велосипедисты (наличие тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, оборудования пешеходных переходов, ограждений), а также от организации дорожного движения на улицах, особенно на перекрестках (наличие освещения, светофоров и т.д.).

Современная автомобильная дорога не может обеспечить одинаковые условия безопасности движения на всем своем протяжении. Некоторые элементы дороги и прилегающие к ним участки заранее считаются опасными и требуют повышенного внимания водителей. К числу таких элементов относятся сужения проезжей части. Каждое сужение дорожного полотна, даже если оно и не уменьшает ширины проезжей части, вызывает снижение скорости движения. Прежде всего, это связано со зрительным восприятием водителя.

Сужение дороги часто сопровождается ухудшением видимости, особенно заметном при движении под путепроводами. Если пространство за сужением недостаточно хорошо просматривается, то следует заранее снизить скорость. В таких местах надо быть особенно внимательным при разъезде со встречными транспортными средствами, имеющими большие габариты. Особенно опасен встречный разъезд с автопоездами. Заметив приближение автопоезда к сужению дороги, следует так рассчитать скорость движения, чтобы разойтись с ним до сужения или после него.

Состояние дорожного покрытия оказывает существенное влияние на безопасность движения. Дорожное покрытие приобретает иногда излишнюю гладкость вследствие износа. В результате длительной эксплуатации шероховатости срезаются трением шин о поверхность дороги и коэффициент сцепления на таком покрытии уменьшается. Для восстановления качества покрытия производится его поверхностная обработка. Водитель должен внимательно наблюдать за изменением состояния покрытия, так как участки с изношенными и отремонтированными покрытиями меняются довольно часто. Отличить их издали нетрудно по цвету. Более темные отремонтированные участки летом хорошо выделяются на общем фоне, а старые гладкие участки выглядят более светлыми и дают при ярком солнечном освещении отблески. К переходу с шероховатого на гладкий участок дороги надо заранее подготовиться и в случае действия боковых сил (криволинейная траектория движения, сильный боковой ветер) заранее снизить скорость движения, особенно на мокром или скользком покрытии.

Иногда на изношенном покрытии появляется волнистость, так называемая «гребенка», резко ухудшающая управляемость автомобиля. Очень опасно входить с большой скоростью на участок, имеющий такую волнистость, особенно под углом к направлению движения автомобиля. В результате частых колебаний передние колеса теряют заданное направление, а у задних колес резко уменьшается коэффициент сцепления, что может привести к боковому заносу.

На качество покрытия по-разному влияют погодные условия. Так, если у мокрого шероховатого покрытия коэффициент сцепления практически остается таким же, как и у сухого, то у гладкого асфальтобетонного покрытия даже при незначительном его смачивании он уменьшается более чем в два раза.

Как показывают статистические данные до 20 процентов происшествий на железнодорожных переездах происходит без участия железнодорожных транспортных средств, и вызываются изменениями условий движения автомобилей по сравнению с прилегающими участками дорог. Подъезжая к железнодорожному переезду, водителю необходимо снизить скорость движения и обратить внимание на помехи, ограничивающие обзорность, из-за которых возможно внезапное появление поезда. В условиях ограниченной обзорности скорость на переезде, как правило, не должна превышать 15-20 километров в час, если проезжая часть перед переездом и на переезде не имеет выбоин и просадок. В противном случае скорость надо снижать до 10 километров в час и ниже. Мостовые переходы и подъезды к ним надо также рассматривать как опасные участки, требующие от водителей соблюдения мер предосторожности. Безопасность движения на мостах зависит от типа и ширины проезжей части на нем.

Отсутствие обочин на мостах создает впечатление значительного сужения дороги, и это лишает некоторых водителей уверенности в управлении автомобилем. Кроме того, по краям проезжей части на мостах устанавливают выступающие защитные устройства или бордюры, что также создает эффект сужения дороги. Все это вызывает у водителей необоснованное стремление держаться подальше от края проезжей части и прижиматься к осевой линии, что ухудшает условия разъезда со встречными транспортными средствами. Существенное влияние на безопасность движения оказывает состояние обочины. Летом в сухую погоду на всех дорогах, как правило, движение происходит по всей ширине проезжей части. В осенне-весенний период на проезжей части дорог, не имеющих укрепленных обочин и краевых полос, образуются грязные прикромочные полосы, вследствие чего используется не вся ширина проезжей части. Увлажненные обочины от наезда на них автомобилей разрушаются, возникают выбоины, колеи и неровности, поэтому водители стремятся ехать дальше от кромки покрытия, смещаясь ближе к осевой линии. Увеличение скорости движения на влажной дороге сопровождается снижением коэффициента сцепления, так как влага при высокой скорости остается в зоне контакта шины с поверхностью дороги. Если протектор шины изношен, то блокировка колеса при торможении возникает уже при нажатии на тормозную педаль с усилием равным 2/3 усилия, необходимого для блокировки колес с хорошими шинами.

Существенно ухудшается состояние дорог в зимний период. Самые трудные условия создаются в период гололеда, который образуется в результате совместного действия отрицательной температуры (от 0 до – 3 градусов Цельсия), осадков или других видов влаги (туман, высокая влажность, испарения). Сцепные качества покрытий в периоды гололеда настолько низкие, что необходимы дополнительные мероприятия по увеличению коэффициента сцепления. Измерения величины коэффициента сцепления при зимней скользкости дорог дали следующие результаты:

гололед. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .0,07-0,10
различные виды льда, включая
обледенелую снежную корку. . . . . . . . . . . . . .0,10-0,20
Снежные отложения на покрытии. . . . . . . . . .0,15-0,35

Особую опасность при движении транспорта представляют места, где производятся дорожные работы. Для обеспечения безопасности движения на таких участках устанавливаются соответствующие дорожные знаки; реконструируемые места ограждаются барьерами или переносными блоками; создаются мобильные системы регулирования движения и устраиваются объезды.

Водительская этика

Главная заповедь водительской этики, помогать друг другу, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей. В водительской практике важны такие этические нормы как, ответственность, дисциплинированность, соблюдение требований Правил дорожного движения, уважение к другим участникам дорожного движения.

Практика позволила выработать основные нормы и правила этики поведения водителя: относитесь к другим водителям так, как хотите, чтобы относились к Вам; действуйте понятно для других водителей и пешеходов, это может избежать многих критических ситуаций;

терпеливо и снисходительно относитесь к ошибкам других;

не возмущайтесь каждой мелочью – медлительным пешеходом, запрещающим сигналом светофора, медленно движущимся транспортным средством; относитесь к этим явлениям спокойно, как к неизбежным;

проявляйте выдержку к проявлениям недисциплинированности и агрессии, не отвечайте тем же;

не допускайте возникновения отрицательных эмоций при необходимости уступить дорогу другому участнику дорожного движения;

не осложняйте жизнь соседям и знакомым своим автомобилем;

соблюдайте экологические нормы и требования, не засоряйте землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором – для них есть специально отведенные места;

оказывайте помощь в дороге другим водителям, при необходимости помогут и Вам;

всегда уступайте дорогу пешеходам в местах, где они имеют преимущественное право на движение, жестом приглашайте их идти, если они не решаются;

остановившись у светофора в темное время суток, не держите ногу на педали тормоза, яркий свет стоп-сигналов может ослепить водителей автомобилей, стоящих сзади;

не забывайте благодарить жестом руки водителей, уступивших дорогу по вашей просьбе или предупредивших Вас об опасности;

уступайте дорогу по просьбе других участников дорожного движения, предупреждайте их об опасности;

не забывайте, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования;

не настаивайте на своей правоте, а просто уступайте дорогу.

Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, автомобиль он водит более безопасно, потому что выдержан и уверен в себе.

По материалам сайта Управления ГАИ УВД Могилевского областного исполнительного комитета

Плакаты по безопасности дорожного движения

Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД Плакат по БДД

Ещё в этом разделе