В помощь юному исследователю

В помощь юному исследователю

Приступающему к исследованию необходимо поставить перед собой

ряд вопросов и ответить на них:

 - Что я буду изучать, исследовать? (Предмет исследования)

 - Зачем я буду это делать? (Цель и актуальность работы)

 - Что буду делать в процессе исследования? (Задачи исследования)

 - Как я буду осуществлять исследование?  (Методы - наблюдение, анализ, изучение литературы по выбранной теме, эксперимент, прогнозирование и т.д.).

 - Что нового я получу? (Научная новизна)

 -  Кому это нужно? (Практическая значимость исследования).        

К теме исследовательской работы предъявляется ряд требований:

актуальность и новизна (соответствие современному состоянию определенной науки);

научность (корректность употребления терминов, понятий, формулировок);

проблемность (тема должна иметь исследовательско-поисковый характер);

точность (соответствие объективно существующим в науке фактам);

оригинальность (нешаблонность).

Выявлению актуальности и новизны запланированной работы способствует исследование проблемы посредством анализа литературных, интернет-источников, архивных материалов, бесед со специалистами и т.д.

свернуть

Памятка для учащегося

Памятка для учащегося

  1. Как выбрать тему исследования?

Попробуй задать себе следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

Что позволяет мне получать хорошие отметки в школе?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

(Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси у родителей, поговори об этом с одноклассниками).                              Тему исследования надо записать!

Какими могут быть исследования.

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).
  1. Цель исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Запиши цель своего исследования!

III. Задачи исследования

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общие направления движения, а задачи описывают основные шаги.

Запиши задачи собственного исследования!

  1. Гипотеза исследования

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Запиши свою гипотезу!

Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

  1. Организация и методика исследования

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?»

Список доступных методов исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги о том, что исследуешь;
  • познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
  • найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
  • спросить у других людей;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент.
  1. Подготовка к защите исследования

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям;
  • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; · ранжировать основные идеи;
  • предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы;
  • указать возможные пути для дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
  • подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
  • приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Как это сделать?

  1. Дать определения основным понятиям.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.

Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

  1. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих и существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

  1. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.

 

  1. Ранжировать основные идеи.

Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая по значимости занимает второе место, какая – третье и т.д.

 

  1. Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

  1. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо.

Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

  1. Сделать выводы.

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

  1. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал. Надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
  2. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
  • какие гипотезы проверялись;
  • какие использовались методы и средства исследования;
  • каким был план исследования;
  • какие результаты были получены;
  • какие выводы сделаны по итогам исследования;
  • что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Запиши текст доклада!

  1. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.

VII. От чего зависит успех исследования?

  1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
  3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  6. Действуя, не бойся совершить ошибку.

 

 

Юные исследователи!

Успехов в творческой интеллектуальной работе!

свернуть

Памятка 1 для учащегося «Как подготовить проект?»

  1. Выбери тему учебного проекта. Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
  • Что мне интересно больше всего?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы

  1. Подумай над целями и задачами твоего проекта Цель проекта должна объяснять, зачем ты его проводишь. Задачи описывают основные шаги в работе над проектом.
  2. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
  3. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
  4. В работе над проектом проявляй активность, постоянно консультируйся с учителем
  5. Сделай выводы
  6. Оформи результаты своего учебного проекта
  7. Подготовь презентацию результатов своего учебного проекта. В презентацию должны входить: озвучивание проблемы, темы, цели, задач; демонстрация полученного результата в виде созданных тобою: газеты, альбома, слайд-шоу и т.д. Презентация должна содержать выводы, полученные в результате работы над проектом.
  8. Проведи самооценку выполненного учебного проекта, на помощь придут следующие вопросы:
  • Доволен ли я результатом своей работы?
  • Что получилось хорошо?
  • В чём испытывал трудности?
свернуть

Памятка 2 для учащегося «Как оформить проект?»

  1. Проект распечатывается на листах формата А 4 с одной стороны. Объём исследовательской работы в школе составляет 10 -20 страниц.
  2. Проект должен иметь титульный лист, на котором помещается следующая информация:

- название учебного учреждения

- вид работы (проект)

- тема работы

- учебный предмет, по которому подготовлена работа

- автор работы, класс с литерой

- фамилия, имя, отчество педагога

- год написания работы и название населённого пункта.

  1. Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы.
  2. Текст работы должен быть выровнен по ширине, в нём должны иметься красные строки.
  3. Поля не должны быть очень большими. Если другие требования отсутствуют, то лучше отводить для верхнего, нижнего и правого полей страницы 1,5 см, для левого – 2 см.
  4. Если другие требования отсутствуют, то шрифт лучше использовать один из самых распространённых – AREAL или  TIMES NEW ROMAN
  5. Если другие требования отсутствуют, то размер шрифта должен быть не менее 14.
  6. Если другие требования отсутствуют, то междустрочный интервал должен быть одинарный, полуторный или множитель с коэффициентом 1,15.
  7. На второй странице помещается оглавление.
  8. Текст работы делится на разделы, названия разделов указываются.
  9. Каждый раздел начинается с новой страницы.
  10. Список источников и литературы должен быть пронумерован. Все материалы располагаются в алфавитном порядке по фамилии автора, редактора, названию источника. Перечень источников и литературы следует оформлять следующим образом:
  • Неопубликованные источники (архивные данные, мемуары)
  • Опубликованные источники (сборники документов, периодическая печать, мемуары)
  • Литература (монографии)
  • Интернет-ресурсы
  1. К проекту может быть приложение – материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения реферата: фотографии, рисунки, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов.
свернуть

Памятка 3 для учащегося «Как подготовиться к защите проекта?»

  1. На основе текста работы составь для себя текст выступления, в который войдут тема, содержание, предмет, объект, актуальность проекта, основные положения глав и заключения
  2. Перед защитой проекта обязательно надо несколько раз потренироваться выступать, проверить, укладывается ли выступление в отведённый промежуток (8-10 минут)
  3. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в сообщении.
  4. Не бойтесь аудитории: ваши слушатели дружески настроены.
  5. Выступайте в полной готовности: владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  6. Сохраняйте уверенный вид: это благоприятно действует на аудиторию.
  7. Не стоит стараться перекричать аудиторию, но и слишком тихо говорить нельзя: это в одинаковой мере раздражает.
  8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 100-120 слов в минуту.
  9. Постоянно наблюдайте за слушателями: если они теряют интерес к сообщению, нужно попытаться изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос.
  10. Ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата. Следует избегать слов-паразитов («значит», «как бы», «типа», «так сказать», «ну» и т.п.) – это режет слух и мешает восприятию смысла речи.
  11. В начале выступления (1-2 минуты) познакомь слушателей с целью и задачами своего проекта
  12. В основной части выступления (3-5 минут) опиши основные шаги в работе над проектом и продемонстрируй полученный результат в виде созданных тобою: газеты, альбома, слайд-шоу и т.д.
  13. В  заключение выступления (1-2 минуты) сообщи выводы, к которым ты пришёл, работая над проектом, и проведи самооценку выполненного проекта.
  14. Будь готов ответить на вопросы и критику по своему вступлению. На вопросы нужно отвечать в корректной форме, научным языком и по существу.
  15. Подготовь презентацию к своему выступлению, она поможет тебе придерживаться составленного плана.
  16. Перед выступлением проверь работу своей презентации. Убедись, что сможешь сам переключать слайды или попроси кого-нибудь.
свернуть

Памятка 4 для учащегося «Как написать доклад?»

  1. Продумайте тему, определите основную мысль будущего доклада.
  2. Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её. Можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в сети «Интернет». Подборку книг и журналов помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке.
  3. Подберите материал, обратив внимание на то, что будет интересно одноклассникам, сделайте выписки.
  4. Составьте план, подумав, как убедить одноклассников в верности основной мысли вашего доклада.
  5. Сделайте выписки из книг, статей.
  6. Напишите текст доклада, соблюдая требования к оформлению.
  7. Помните, что доклад должен иметь следующую структуру:

- титульный лист

- содержание

- введение, в котором формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются её значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, даётся характеристика используемой литературы.

  1. Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.
  2. По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 5-10 минут. Для этого нужно сделать выборку в 2-3 страницы из материала доклада объёмом 5-6 страниц печатного текста.
  3. Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением.
свернуть

Памятка 5 для учащегося «Как оформить доклад?»

  1. Доклад распечатывается на листах формата А4 с одной стороны. Объём доклада составляет 5-6 страниц.
  2. Доклад должен иметь титульный лист, на котором помещается следующая информация:

- название учебного учреждения

- тема доклада

- автор работы, класс с литерой

- фамилия, имя, отчество педагога

- год написания работы и название населённого пункта

  1. Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы.
  2. Текст сообщения должен быть выровнен по ширине, в нём должны иметься красные строки.
  3. Поля не должны быть очень большими. Если другие требования отсутствуют, то лучше отводить для верхнего, нижнего и правого полей страницы 1,5 см, для левого – 2 см.
  4. Если другие требования отсутствуют, то шрифт лучше использовать один из самых распространённых – AREAL или  TIMES NEW ROMAN
  5. Если другие требования отсутствуют, то размер шрифта должен быть не менее 14.
  6. Если другие требования отсутствуют, то междустрочный интервал должен быть одинарный, полуторный или множитель с коэффициентом 1,15.
  7. На второй странице помещается оглавление.
  8. Текст доклада делится на разделы, названия разделов указываются.
  9. Каждый раздел начинается с новой страницы.
  10. Последним разделом доклада является список использованной литературы.
свернуть

Памятка 6 для учащегося «Как подготовить выступление с докладом?»

  1. Продолжительность выступления обычно не превышает 8-10 минут, поэтому при подготовке сообщения из текста работы удаляйте всё лишнее, второстепенное, т.к. мелочи мешают на слух понять главное.
  2. Перед выступлением с докладом обязательно надо несколько раз потренироваться выступать, проверить, укладывается ли выступление в отведённый временной промежуток (8-10 минут).
  3. Выступайте в полной готовности: владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  4. Внешний вид играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, причёски, макияжа, аксессуаров докладчика. Элегантность, аккуратность способствует благоприятному впечатлению и расположению к нему слушателей.
  5. Не бойтесь аудитории: ваши слушатели дружески настроены.
  6. Сохраняйте уверенность: это благоприятно действует на аудиторию.
  7. Не стоит стараться перекричать аудиторию, но и слишком тихо говорить нельзя: это в одинаковой мере раздражает.
  8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 100-120 слов в минуту.
  9. Ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата.
  10. Постоянно наблюдайте за слушателями: если они теряют интерес к сообщению, нужно попытаться изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос.
  11. В начале выступления надо ознакомить слушателей с его темой, историей данного вопроса, текущим состоянием проблемы (1-2 мин)
  12. После этого в течение 1-2 минут следует постановка проблемы.
  13. Затем в течение 1-2 минут следует назвать источники, использованные при подготовке доклада, адреса сайтов, фамилии исследователей, которые занимались данной проблемой, основные определения в данной области.
  14. Далее в течение 3-5 минут начинается основное выступление: полное изложение выделенной проблемы.
  15. После этого в течение 1-2 минут делаются выводы, рекомендации, передаётся личное отношение к раскрываемым вопросам, определяются перспективы дальнейшего изучения темы, формулировки открытых вопросов.
  16. Будьте готовы отвечать на вопросы учителя и одноклассников по материалу сообщения. На вопросы нужно отвечать в корректной форме, научным языком и по существу.
  17. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
  18. Подготовьте презентацию к докладу, она поможет придерживаться составленного плана.
  19. Перед выступлением проверьте работу своей презентации. Убедитесь, что сможете  сами переключать слайды или попросите кого-нибудь

При соблюдении этих правил у вас должно получиться интересное выступление, которое, несомненно, будет высоко оценено слушателями и педагогом.

свернуть

Памятка 7 для учащегося «Как оформить реферат?»

  1. Реферат распечатывается на листах формата А4 с одной стороны. Объём реферата составляет 20-25 страниц.
  2. Реферат должен иметь титульный лист, на котором помещается следующая информация:

- название учебного учреждения

- вид работы (реферат)

- тема работы

- учебный предмет, по которому подготовлен реферат

- автор работы, класс с литерой

- фамилия, имя, отчество научного руководителя

- место представления работы

- год написания работы и название населённого пункта

  1. Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы.
  2. Текст реферата должен быть выровнен по ширине, в нём должны иметься красные строки.
  3. Поля не должны быть очень большими. Если другие требования отсутствуют, то лучше отводить для верхнего,  нижнего и правого полей страницы 1,5 см, для левого – 2 см.
  4. Если другие требования отсутствуют, то шрифт лучше использовать один из самых распространённых – AREAL  или  TIMES NEW ROMAN
  5. Если другие требования отсутствуют, то размер шрифта должен быть не менее 14.
  6. Если другие требования отсутствуют, то междустрочный интервал должен быть одинарный, полуторный или множитель с коэффициентом 1,15.
  7. На второй странице помещается оглавление.
  8. Текст реферата делится на разделы, названия разделов указываются.
  9. Каждый раздел начинается с новой страницы.
  10. Список источников и литературы должен быть пронумерован. Все материалы располагаются в алфавитном порядке по фамилии автора, редактора, названию источника. Перечень источников и литературы следует оформлять следующим образом:
  • Неопубликованные источники (архивные данные, мемуары)
  • Опубликованные источники (сборники документов, периодическая печать, мемуары)
  • Литература (монографии)
  • Интернет-ресурсы
  1. К реферату может быть приложение – материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения реферата: фотографии, рисунки, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов.
свернуть

Памятка 8 для учащегося «Как подготовиться к защите реферата?»

  1. На основе текста реферата составь для себя текст выступления, в который войдут тема, содержание, предмет, объект, актуальность работы, основные тезисы глав и заключения. Держи его перед собой во время выступления.
  2. Перед защитой реферата обязательно надо несколько раз потренироваться выступать, проверить, укладывается ли выступление в отведённый временной промежуток (8-10 минут).
  3. Выступайте в полной готовности: владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  4. Внешний вид играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, причёски, макияжа, аксессуаров докладчика. Элегантность, аккуратность способствует благоприятному впечатлению и расположению к нему слушателей.
  5. Не бойтесь аудитории: ваши слушатели дружески настроены.
  6. Сохраняйте уверенность: это благоприятно действует на аудиторию.
  7. Не стоит стараться перекричать аудиторию, но и слишком тихо говорить нельзя: это в одинаковой мере раздражает.
  8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 100-120 слов в минуту.
  9. Ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата.
  10. Постоянно наблюдайте за слушателями: если они теряют интерес к сообщению, нужно попытаться изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос.
  11. Будьте готовы ответить на вопросы и критику по своему выступлению. На вопросы нужно отвечать в корректной форме, научным языком и по существу. Для облегчения этой задачи сам составь вопросы к своей работе и ответь на них. Попроси составить подобный список вопросов друга, учителя, человека, разбирающегося в теме реферата.
  12. Подготовь презентацию к своему выступлению, она поможет тебе придерживаться составленного плана.
  13. Перед выступлением проверьте работу своей презентации. Убедитесь, что сможете  сами переключать слайды или попросите кого-нибудь

При соблюдении этих правил у вас должно получиться интересное выступление, которое, несомненно, будет высоко оценено слушателями и педагогом.

свернуть

Памятка 9 для учащегося «Как написать реферат?»

  1. Совместно с учителем выбери тему, которая тебе интересна. Тема реферата должна быть наукоёмкой и носить проблемный характер
  2. Согласуй с учителем сроки, когда тебе нужно выполнить каждую часть работы. Распланируй год по этапам работы над рефератом, выдели в неделе день, в который будешь заниматься рефератом.
  3. Найдите источники для подготовки реферата. Можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в сети «Интернет». Подборку книг и журналов помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке. Наиболее достоверными являются учебники и научно-популярная литература.
  4. Из литературы и источников выпиши всё, что относится к твоей теме.
  5. Получившийся текст выстрой так, чтобы информация излагалась логично, последовательно. Для этого напиши план реферата и распредели текст в соответствии с ним. План также пригодится во время выступления. Кроме того, он послужит основой для содержания. Каждую часть текста, посвящённую определённому вопросу или аспекту, озаглавь. Помни, что реферат должен иметь следующую структуру:
  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Главы
  • Заключение
  • Список использованных источников литературы
  1. Ознакомься с требованиями к оформлению реферата и библиографическими требованиями. В соответствии с ними оформи свой текст
  2. Обязательно указывай, откуда берёшь ту или иную мысль – ставь ссылки в соответствии с требованиями к оформлению.
  3. Во введении следует написать все о твоей теме – предмет исследования, объект исследования, цель сбора информации. Объём введения реферата – 1-1,5 страницы
  4. Основная часть – это основное содержание темы, которое раскрывается на 10-15 страницах и состоит из нескольких разделов, глав. Каждая глава должна иметь своё название и заканчиваться выводом.
  5. В заключении (1-1,5) страницы необходимо сделать общие выводы по изученной теме.
  6. Критический обзор источников подтверждай ссылками на первоисточник.
  7. Реферат должен быть напечатан на компьютере, общий объём не более 20-25 страниц.
свернуть

Памятка 10 для учащегося «Как подготовить сообщение?»

  1. Продумайте тему сообщения.
  2. Найдите источники для подготовки сообщения. Можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в сети «Интернет». Подборку книг и журналов помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке. Наиболее достоверными являются учебники и научно-популярная литература.
  3. Составьте план, подумав, о чём хотите рассказать одноклассникам.
  4. Сделайте выписки из книг, статей.
  5. Напишите текст сообщения, соблюдая требования к оформлению.
  6. Помните, что сообщение должно иметь следующую структуру:

- титульный лист.

- текст сообщения.

- список использованных источников литературы.

  1. Выделите термины, незнакомые слова, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.
  2. По объёму сообщение предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут. Это соответствует примерно 1-2 страницам печатного текста.
  3. Проверьте соответствие материала вашей работы теме и плану и отрепетируйте ваше сообщение. Уделите особое внимание терминам, незнакомым словам, уточните произношение трудных слов, расставьте ударения.

Готовить сообщение можно и с помощью родителей!

свернуть

Памятка 11 для учащегося «Как оформить сообщение?»

  1. Сообщение распечатывается на листах формата А4 с одной стороны. Объём сообщения составляет 1-2 страницы.
  2. Сообщение должно иметь титульный лист, на котором помещается следующая информация:

- название учебного учреждения

- тема сообщения

- автор работы, класс с литерой

- фамилия, имя, отчество педагога

- год написания работы и название населённого пункта.

  1. Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы.
  2. Текст сообщения должен быть выровнен по ширине, в нём должны иметься красные строки.
  3. Поля не должны быть очень большими. Если другие требования отсутствуют, то лучше отводить для верхнего, нижнего и правого полей страницы 1,5 см, для левого – 2 см.
  4. Если другие требования отсутствуют, то шрифт лучше использовать один из самых распространённых – AREAL или  TIMES NEW ROMAN
  5. Если другие требования отсутствуют, то размер шрифта должен быть не менее 14.
  6. Если другие требования отсутствуют, то междустрочный интервал должен быть одинарный, полуторный или множитель с коэффициентом 1,15.
  7. После сообщения следует указать источник информации или список использованной литературы, если информация собиралась из нескольких источников.
свернуть

Памятка 12 для учащегося «Как подготовить выступление с сообщением?»

  1. Продолжительность выступления обычно не превышает 3-5 минут, поэтому при подготовке сообщения из текста работы удаляйте всё лишнее, второстепенное, т.к. мелочи мешают на слух понять главное.
  2. Не читайте текст сообщения, а рассказывайте. Лучше сказать 5-6 фраз, чем читать 12 предложений.
  3. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в сообщении.
  4. Не бойтесь аудитории: ваши слушатели дружески настроены.
  5. Выступайте в полной готовности: владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  6. Сохраняйте уверенный вид: это благоприятно действует на аудиторию.
  7. Не стоит стараться перекричать аудиторию, но и слишком тихо говорить нельзя: это в одинаковой мере раздражает.
  8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 100-120 слов в минуту.
  9. Постоянно наблюдайте за слушателями: если они теряют интерес к сообщению, нужно попытаться изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос.
  10. Ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата. Следует избегать слов-паразитов («значит», «как бы», «типа», «так сказать», «ну» и т.п.) – это режет слух и мешает восприятию смысла речи.
  11. Будьте готовы отвечать на вопросы учителя и одноклассников по материалу сообщения.
  12. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
свернуть

Памятка 13 для учащегося «Как оформить реферат?»

  1. Реферат распечатывается на листах формата А4 с одной стороны. Объём реферата составляет 20-25 страниц.
  2. Реферат должен иметь титульный лист, на котором помещается следующая информация:

- название учебного учреждения

- вид работы (реферат)

- тема работы

- учебный предмет, по которому подготовлен реферат

- автор работы, класс с литерой

- фамилия, имя, отчество научного руководителя

- место представления работы

- год написания работы и название населённого пункта

  1. Все страницы, за исключением титульного листа, должны быть пронумерованы.
  2. Текст реферата должен быть выровнен по ширине, в нём должны иметься красные строки.
  3. Поля не должны быть очень большими. Если другие требования отсутствуют, то лучше отводить для верхнего, нижнего и правого полей страницы 1,5 см, для левого – 2 см.
  4. Если другие требования отсутствуют, то шрифт лучше использовать один из самых распространённых – AREAL или  TIMES NEW ROMAN
  5. Если другие требования отсутствуют, то размер шрифта должен быть не менее 14.
  6. Если другие требования отсутствуют, то междустрочный интервал должен быть одинарный, полуторный или множитель с коэффициентом 1,15.
  7. На второй странице помещается оглавление.
  8. Текст реферата делится на разделы, названия разделов указываются.
  9. Каждый раздел начинается с новой страницы.
  10. Список источников и литературы должен быть пронумерован. Все материалы располагаются в алфавитном порядке по фамилии автора, редактора, названию источника. Перечень источников и литературы следует оформлять следующим образом:
  • Неопубликованные источники (архивные данные, мемуары)
  • Опубликованные источники (сборники документов, периодическая печать, мемуары)
  • Литература (монографии)
  • Интернет-ресурсы
  1. К реферату может быть приложение – материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения реферата: фотографии, рисунки, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов.
свернуть

Памятка 14 для учащегося «Как подготовиться к защите реферата?»

  1. На основе текста реферата составь для себя текст выступления, в который войдут тема, содержание, предмет, объект, актуальность работы, основные тезисы глав и заключения. Держи его перед собой во время выступления.
  2. Перед защитой реферата обязательно надо несколько раз потренироваться выступать, проверить, укладывается ли выступление в отведённый временной промежуток (8-10 минут).
  3. Выступайте в полной готовности: владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
  4. Внешний вид играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, причёски, макияжа, аксессуаров докладчика. Элегантность, аккуратность способствует благоприятному впечатлению и расположению к нему слушателей.
  5. Не бойтесь аудитории: ваши слушатели дружески настроены.
  6. Сохраняйте уверенность: это благоприятно действует на аудиторию.
  7. Не стоит стараться перекричать аудиторию, но и слишком тихо говорить нельзя: это в одинаковой мере раздражает.
  8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 100-120 слов в минуту.
  9. Ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата.
  10. Постоянно наблюдайте за слушателями: если они теряют интерес к сообщению, нужно попытаться изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос.
  11. Будьте готовы ответить на вопросы и критику по своему выступлению. На вопросы нужно отвечать в корректной форме, научным языком и по существу. Для облегчения этой задачи сам составь вопросы к своей работе и ответь на них. Попроси составить подобный список вопросов друга, учителя, человека, разбирающегося в теме реферата.
  12. Подготовь презентацию к своему выступлению, она поможет тебе придерживаться составленного плана.
  13. Перед выступлением проверьте работу своей презентации. Убедитесь, что сможете  сами переключать слайды или попросите кого-нибудь

При соблюдении этих правил у вас должно получиться интересное выступление, которое, несомненно, будет высоко оценено слушателями и педагогом.

свернуть

Памятка 15 для учащегося «Как написать реферат?»

  1. Совместно с учителем выбери тему, которая тебе интересна. Тема реферата должна быть наукоёмкой и носить проблемный характер
  2. Согласуй с учителем сроки, когда тебе нужно выполнить каждую часть работы. Распланируй год по этапам работы над рефератом, выдели в неделе день, в который будешь заниматься рефератом.
  3. Найдите источники для подготовки реферата. Можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в сети «Интернет». Подборку книг и журналов помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке. Наиболее достоверными являются учебники и научно-популярная литература.
  4. Из литературы и источников выпиши всё, что относится к твоей теме.
  5. Получившийся текст выстрой так, чтобы информация излагалась логично, последовательно. Для этого напиши план реферата и распредели текст в соответствии с ним. План также пригодится во время выступления. Кроме того, он послужит основой для содержания. Каждую часть текста, посвящённую определённому вопросу или аспекту, озаглавь. Помни, что реферат должен иметь следующую структуру:
  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Главы
  • Заключение
  • Список использованных источников литературы
  1. Ознакомься с требованиями к оформлению реферата и библиографическими требованиями. В соответствии с ними оформи свой текст
  2. Обязательно указывай, откуда берёшь ту или иную мысль – ставь ссылки в соответствии с требованиями к оформлению.
  3. Во введении следует написать все о твоей теме – предмет исследования, объект исследования, цель сбора информации. Объём введения реферата – 1-1,5 страницы
  4. Основная часть – это основное содержание темы, которое раскрывается на 10-15 страницах и состоит из нескольких разделов, глав. Каждая глава должна иметь своё название и заканчиваться выводом.
  5. В заключении (1-1,5) страницы необходимо сделать общие выводы по изученной теме.
  6. Критический обзор источников подтверждай ссылками на первоисточник.
  7. Реферат должен быть напечатан на компьютере, общий объём не более 20-25 страниц.
свернуть

Титульный лист

Ещё в этом разделе