Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию Партизанского района г. Минска

Государственное учреждение образования

"Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса"

Меню
  • Одно окно
    • График работы руководителя и его заместителей
    • Административные процедуры
    • Электронное обращение
    • Режим работы учреждения
    • Телефоны горячих линий
    • Вышестоящие организации
    • Заказ справок
    • Контакты
    • Нормативно-правовая документация по обращениям граждан
    • Популярные обращения
  • О школе
    • Визитка учреждения
    • История и традиции
    • Значимые достижения
    • Условия приема в ГУО "Средняя школа № 223 г. Минска"
    • Наполняемость классов
    • Партизанский район города Минска
    • Руководитель учреждения образования и его заместители
    • Школьная медиатека
    • Общественные организации
    • Информатизация
    • Дзюдо
    • Музей воинов-интернационалистов "Память"
    • Экспозиция-выставка по борьбе дзюдо
    • Международный сбор "СОЮЗ - Наследники Победы"
    • Школа - зона, свободная от курения
    • Расписание звонков
    • Микрорайон, закрепленный за учреждением образования
    • Ресурсный центр по патриотическому воспитанию
    • 75 лет Великой Победы
    • Дистанционное обучение
    • Школа - территория здоровья
  • Учительская
    • Готовимся к педсовету
    • Нормативная правовая документация
    • Первичная профсоюзная организация
    • Воспитательная работа
    • Организация методической работы
    • Инспекция по налогам и сборам по Партизанскому району информирует
    • Профильное обучение и допрофильная подготовка учащихся
    • Педагог-психолог рекомендует
    • Тематические сайты
    • Расписание занятий
    • образовательная платформа EFFOR
    • Здоровьесбережение
    • Информация о мерах социальной поддержки обучающихся
  • Учащимся
    • Ваше здоровье
    • В помощь юному исследователю
    • В помощь учащемуся
    • Для портфолио
    • Расписания занятий
    • Выпускнику
    • Профориентация
    • Изучение иностранного языка
    • Расписание звонков
    • Безопасность дорожного движения
    • Шестой школьный день
    • Здоровый образ жизни
    • Я - грамадзянін Беларусі
    • Конкурсы и интернет-олимпиады
    • График проведения предметных недель в ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса»
    • Ура, каникулы!
    • Телефон горячей линии для пострадавших от домашнего насилия
    • Республиканский субботник
    • Профильное обучение
    • Деловой стиль одежды
    • Республиканская олимпиада по учебным предметам
    • Энергосбережение
    • Моя семья
    • Экскурсионные образовательные маршруты
    • Азбука безопасности
    • Органы и службы Партизанского района информируют
    • Костёр сатиры (посвящается 250-летию со дня рождения И.А. Крылова )
    • Информация о мерах социальной поддержки обучающихся
    • Сваттинг
  • Законным представителям
    • Карта учащегося
    • Как готовить домашние задания
    • Законным представителям будущих первоклассников
    • Изучение иностранного языка
    • Да ўвагі аматараў роднага слова!
    • Безопасность дорожного движения
    • Информация о дневниках
    • Адаптация к пятому классу
    • Деловой стиль одежды
    • Наркотикам НЕТ!!!!
    • Попечительский совет
    • Документы для получения единовременного пособия и бесплатного питания
    • Пособие для родителей "Компьютерная безопасность"
    • Родительский университет
    • Профильное обучение и допрофильная подготовка учащихся
    • Назначение семейного капитала
    • Органы и службы Партизанского района информируют
    • 5 советов родителям
    • Возможности образовательной платформы ЭФФОР
    • Анкета для законных представителей по изучению питания
    • Важная информация
  • Фотогалереи
  • Сервисы
    • Полезные ссылки
    • Карта сайта
    • Архив новостей
    • Гостевая книга
    • Результаты опросов
    • Поиск по сайту
    • Администратор сайта
    • © Государственное учреждение образования "Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса"
  • Контактная информация
Главная » Учащимся » Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни
Эффективность работы средней школы № 223 г. Минска
по формированию здорового образа жизни учащихся
«Именно здоровье людей должно стать «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают»

Профессор, доктор медицинских наук И.И. Брехман

В составленном годовом планировании на 2015/2016 учебный год отражено: одно из основных направлений работы школы – здоровый образ жизни, охрана жизни и здоровья учащихся. Одной из поставленных задач является воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Этого мы достигаем через:

  • усвоение знаний о полноценном здоровье человека;
  • формировании потребности в ЗОЖ, умения противостоять вредным привычкам.

В 2015/2016 учебном году мы продолжили свою работу в данном направлении, придерживаясь запланированной комплексно-целевой программе «Здоровье» средней школы № 223 г. Минска на 2015/2016 учебный год. Данная программа направлена формирование здорового образа жизни, как основного показателя образовательно-воспитательной деятельности учащегося. Она предусматривает организацию информационно-методического обеспечения, освоение и внедрение в практику учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающих технологий, организацию школьного питания, профилактику пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа, венерических и других заболеваний. Также наша деятельность направлена на оздоровление учащихся, профилактику травматизма и контроль за охраной жизни подростков. Дополняют и помогают эффективно реализовать поставленные задачи мероприятия в рамках комлексно-целевой программы межведомственного сотрудничества с социальными институтами средней школы № 223 г. Минска на 2015/2016 учебный год с городским центром «Здоровье», городским наркологическим диспансером, детскоподростковым психоневралогическим диспансером, УЗ «14 городская поликлиника» и УЗ «9 детская поликлиника». Реализация данных планов прослеживается из встреч, бесед, лекций, которые проводятся сотрудниками здравоохранительных органов с учащимися нашей школы, как на базе учреждения образования, так и на базе учреждений здравоохранения. Они дают положительные результаты, так как учащиеся всегда лучше воспринимают информацию от специалистов, чем из уст учителей, классного руководителя.

По профилактике вредных привычек успешно работает социально-педагогическая и психологическая служба (далее СППС). Волонтерские группы, которые имеются в учреждении образования, работают по принципу «равный обучает равного», члены волонтерских групп посещают с лекциями 1-4-е классы, участвуют в агитационной работе по профилактике СПИД/ВИЧ- инфекций, профилактике алкоголизма и табакокурения, беседах и выступлениях, приходя на классные часы, часы информирования. В учреждении образования систематически обновляются стенды по ЗОЖ, правовой уголок, уголок дружины спасателей-пожарных, стенд профессионального самоопределения учащихся, тематические стенды по ФиЗОЖ. Продолжается сбор видеоматериалов и презентаций по следующим направлениям:

  • охрана здоровья;
  • профилактика вредных привычек;
  • профилактика несчастных случаев;
  • оздоровление в каникулярное и летнее время.

СППС школы продолжается целенаправленная работа по выполнению запланированных мероприятий с неблагополучными семьями и учащимися, состоящими на различных видах учета (выполнение планов по реализации Декрета Президента № 18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по защите детей в неблагополучных семьях», Декрета № 5 от 05.05.2009г.), а также ежемесячные Советы по профилактике безнадзорности и правонарушений с приглашением сотрудников ИДН УВД администрации Партизанского района, специалистов УЗ «14 городская поликлиника» и УЗ «9 детская поликлиника», работников ЖЭС, которые положительно влияют на дальнейшее поведение, отношение к учебе и школе, как самих учащихся, так и их членов семьи. Параллельно с практической работой ведется и методическая работа, которая осуществляется при проведении семинаров, круглых столов по формированию ЗОЖ с пед. коллективом с целью внедрения в практику новых современных технологий, обмена мнениями, преемственности и применения в работе с детьми.

С целью формирования ЗОЖ у учащихся, развития самостоятельности, творческих способностей в школе реализуется Программа развития детского движения в Республике Беларусь. В рамках данной программы развивают свою деятельность 8 детских и молодежных общественных объединений

В школе созданы необходимые условия для работы органов самоуправления: в соответствии с современными требованиями оформлена большая комната общественных организаций.

Численность общественных объединений педагогов выглядят следующим образом:

  • ОО «БРСМ» – 10 членов + 4 в д/отпуске (педагогов до 31 года – 16 человек);
  • Члены профсоюза – 75 человек;
  • ПО «Белая Русь» - 6 человек.

Самой многочисленной детской организацией в школе является ОО «БРПО» - пионерская дружина «Прометей», которая была создана в декабре 2002 года. Мероприятия, проводимые в дружине, разрабатываются с учетом интересов учащихся, их стремлений, способностей, направлены главным образом на всестороннее развитие, формирование умений и навыков совместной и организаторской деятельности.

Ведется активная работа по вовлечению в ряды ОО «БРСМ». От деятельности этой организации во многом зависит уровень воспитанности всех учащихся школы. Ведь член ОО «БРСМ», старшеклассник – пример для учащихся начальной школы и среднего звена. Организация дееспособная, члены ОО «БРСМ» являются инициаторами многих мероприятий. Активное участие члены ОО «БРСМ» принимают в экологических акциях района: акция по озеленению, акция «Дом, в котором я живу», конкурс экологического плаката, акция «Сделай Минск чище!» и другие. Ежегодно члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» принимают участие в благотворительной акции «Дети – детям!».

В учреждении образования также ведет свою деятельность ОО «БМООСП», которая была создана в 2002 г. Цель организации – гражданско–патриотическое воспитание, обучение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, популяризация и обучение профессии спасателя–пожарного.

Активную жизнь ведут и члены ЮИД. Члены данной организации объединены общей школьной идеей - активно участвовать в работе по пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.

Большое значение в последнее время уделяется работе ОО «ОСВОД». Они занимаются пропагандой безопасного поведения на воде. С этой целью в школе установлен наглядный сменный стенд, где постоянно обновляется информация. В весенне-летний каникулярный период он размещается на 1-ом этаже для учащихся и их родителей, а также в каждой отрядной комнате школьного оздоровительного лагеря «Лесная сказка».

Это достигается через Дни здоровья (2 раза в месяц), тематические занятия в 6-й день недели (физкультурно – оздоровительные и развивающе-обучающие), месячники и декады (правовой, героико-патриотического воспитания, профилактики СПИД/ВИЧ), недели культуры питания, профилактики табакокурения, ДТ травматизма, часы внеклассной работы и другие.

Значительную помощь оказывают в эффективности нашей работы внешкольные службы и ведомства:

  1. ИДН, КДН, РУВД Партизанского района, ОПОП №65;
  2. ГАИ, РОЧС Партизанского района;
  3. Учреждения культуры столицы;
  4. Центр социальной защиты населения;
  5. Организация ветеранов войны в Афганистане МАЗ, Центр белорусско-казахской дружбы «ДОСТЫК-ДРУЖБА»;
  6. Кинотеатры «Мир» и «Пионер»;
  7. ОО «Красный крест»;
  8. ЦДОДиМ Партизанского района «Виктория».

Собирается и практически используется весь материал работниками библиотеки по формированию ЗОЖ. Имеется уголок здоровья, материалы по профилактике вредных привычек, методическая литература по ЗОЖ:

  • Газета «Спортивная панорама»;
  • Журнал «Здаровы лад жыцця»;
  • Журнал «Фізкультура і здароўе».

Сотрудниками СППС и классными руководителями систематически проводятся тематические беседы, консультации, дискуссии по формированию ЗОЖ. Например, игра «Без наркотиков», дискуссия «Шаг за шагом к погибели», круглый стол «Путь в никуда», ролевая игра «Суд над сигаретой», викторина «Палитра ЗОЖ».

Таким образом, работа по формированию потребностей в здоровом образе жизни способствует сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

 

План декады по нравственно-правовому воспитанию
и формированию навыков
здорового образа жизни

«Каждый выбирает по себе!»07.03-19.03.2016

№

Мероприятие

Категория участников

Дата проведения

Ответственный

1

Оформление  тематического уголка

«ЗОЖ»

9-11

классы

07.03.2016

Педагог социальный

Ревеко К.С.

2

Оформление  тематической выставки в библиотеке школы

«Мы за здоровый образ жизни»

6-11

классы

09.03.2016

Библиотекарь Ромашко И.А.

5

Конкурс рисунков и плакатов по ЗОЖ

1-11

классы

До 15.03.2016

Классные руководители

6

Конкурс рисунков «Мои права и обязанности», «Я гражданин»

1-11

классы

До 15.03.2016

Классные руководители

7

День здоровья

Спортивно-массовое мероприятие

«В здоровом теле здоровый дух»

5 – 11

классы

12.03.2016

Классные руководители, учителя физкультуры

8

Организация культурно – массового мероприятия «Масленица»

11-7

 классы

112.03.2016

Педагог – организатор, классные руководители

9

Единый классный час в рамках декады

«Здоровым быть модно?!»

1-11

классы

09.03. – 19.03.2016

Классные руководители

10

Заседание родительского клуба. Формирование навыков ЗОЖ. Профилактика подростковой преступности.

11-11 классы

115.03.2016

Специалисты СППС, классные руководители

11

Выступление танцевального коллектива «Терпсихора» в рамках  ЗОЖ «Стоп – наркотики»

85-11 классы

216.03.2016

((информ. час)

 

Педагог дополнительного образования Яковицкая А. О.

12

Проведение  рейда «Подросток»

1-11 классы

22.03.2016

СППС, классные руководители

13

Встреча с инспектором ИДН. «Подросток и закон».

62-11 классы

ВВ течение декады

Заместитель директора по ВР, инспектор ИДН

(в плане возможны изменения)_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

   Педагог социальный                                                                                             К.С. Ревеко

 Педагог – организатор                                                                                  И. Д. Судиловская

Рациональное питание школьников

развернуть

Правильное, рациональное питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов,а так же способности к обучению. Что значит рациональное? Это правильно организованное питание вкусной пищей, содержащей адекватные количества пищевых веществ, т.е. сбалансированное по белкам, жирам, углеводам и микронутриентам (витаминами и минералами), которые так необходимы для развития и функционирования детского организма.

Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

Правильное школьное питание приобрело особое значение в последние годы, т.к. дети проводят значительное время в школе, а процесс обучения носит весьма интенсивный характер. Недостаточное или избыточное питание может привести к развитию алиментарных заболеваний у детей, сопровождающихся дефицитом йода, железа, белковой и ферментной недостаточностью, привести к развитию гипо- и авитаминозов.

Родители, чтобы не волноваться, должны знать, что в соответствии с санитарными правилами в общеобразовательных учреждениях разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения примерное меню составляют на 10 - 14 дней с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет). При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную категорию и физические нагрузки обучающихся.

В школах обязательно горячее питание должны получать школьники 1-11х классов: 2х разовое (завтрак и обед, либо обед и полдник), 3-х разовое - школьники, посещающие группы продлённого дня (дополнительный завтрак или дополнительный полдник).

Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание.

Питание детей в школах - довольно актуальная межведомственная проблема. Постоянный контроль органов государственной власти субъекта, муниципальных органов, разработка и мониторинг целевых программ различного уровня, акцент на данной проблеме специалистов Роспотребнадзора постепенно и неуклонно ведут к тому, что попытки замены горячего питания буфетной продукцией сокращаются.

Конечно, не все во власти государственных и муниципальных органов. Здесь важно и влияние родителей, ведь именно в семье прививаются навыки культуры питания.

Многие старшеклассники предпочитают «перехватывать» и «перекусывать» чипсами, сухариками, пиццей, запивая все это газированной водой, которую приобретают в киосках и магазинах, расположенных недалеко от школы. Не самый лучший способ утоления голода.

Способ, который не позволит в нужном ритме подготовиться и подойти к сдаче экзаменов. А ведь это, фактически, «путевка» во взрослую жизнь. Ведь если ребенок здоров - он и думает быстрее, и усваивает лучше.

Вот несколько рекомендаций родителям:

  1. Интенсивность обменных процессов в организме детей в 1,2 - 2 раза выше по-сравнению со взрослым человеком. Поэтому, проследите, чтобы ребенок перед уходом в школу позавтракал. Второй завтрак и обед ребенок может получить в школе, а полдник (при желании) и ужин - дома. Но если утром родители выбегают из дому голодными, как ребенку поверить в то, что нужно поесть? Личный пример важен, даже если вы следите за весом и считаете пропущенный завтрак единственным способом поддержания веса. В любом случае взрослые всегда могут выбрать для себя устраивающий их режим питания. Правильное питание для детей для нормального роста и развития включает в себя полноценный завтрак, обед и ужин.
  2. Возвратившись после работы, поинтересуйтесь у ребенка, что он кушал в школе. Насколько вкусны были приготовленные в школьной столовой блюда, что интересного произошло во время обеда. Общаясь таким образом, вы сразу решаете две проблемы: во-первых, вы будете точно знать, питался ваш ребенок полноценно или «перекусил на ходу», во-вторых, таким образом вы уделяете ребенку внимание. Ведь зачастую дети пропускают приемы пищи из-за отсутствия внимания со стороны родителей, заигравшись или просто забыв о том, что нужно поесть. Да и ребенок будет знать, что вам небезразличен каждый шаг его жизни.
  3. Постарайтесь устраивать совместные трапезы, по-семейному накрывать на стол, привлекая к сервировке ребенка. Это сплачивает семью, а у ребенка прививается стереотип правильного питания.
  4. Если вдруг на ваш стол попали продукты, явно не отвечающие принципам рационального питания, обратите внимание ребенка на состав, указанный на этикетке. Ведь, скорее всего, в перечне будут фигурировать одни пищевые добавки. А еще лучше, найдите в интернете информацию о любой входящей в состав данного продукта пищевой добавке. И сами расширите свой кругозор, и ребенок обратит на это внимание и, возможно, в следующий раз постарается избежать приобретения этого продукта.
  5. На завтрак лучше давать блюда и продукты, богатые белками (мясные, рыбные, блюда из яиц), а на ужин легкоусвояемую молочно-растительную пищу. Например, на ужин можно рекомендовать творог со сметаной, фрукты, чай, молоко или молочно-кислые продукты. И постарайтесь избегать слишком поздних приемов пищи. Если ребенок поздно поел, - от завтрака он наверняка откажется.
  6. Следует как можно шире включать в питание детей сезонные овощи и листовую зелень - источники ряда витаминов (каротин, витамин С, фолиевая кислота), минеральных веществ и пищевых волокон. И не будьте категоричны, заявляя «Мой ребенок это не ест». Со временем вкус может измениться, и отрицаемые ранее овощи и зелень привычно войдут в рацион вашего ребенка. Ведь важны еще разнообразие блюд и способ их приготовления.
  7. Рассмотрите вопрос о включении в качестве гарниров не только картофеля и макаронных изделий, но и круп (гречневой, пшеничной, пшенной и пр.), они богаты минеральными солями и витаминами группы В. А если приготовить их правильно, соблюдая пропорции воды (или мясного бульона) и крупы, то рассыпчатые и ароматные каши в качестве гарнира помогут избежать детям многих проблем с желудочно-кишечным трактом и разнообразят ваше меню.

Попробуйте следовать нашим советам, и очень скоро вы поймете, что школьные трудности перестали быть для ребенка проблемой, и три принципа «все хорошо в меру», «все лучшее приготовлено своими руками» и «мы есть то, что мы едим» прочно войдут в жизнь вашего ребенка.

свернуть

Профилактика нарушений осанки

развернуть

Нарушение осанки
Осанка – привычная поза человека в покое и (или) движении, манера держаться без особого напряжения.
Осанка считается правильной, если голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи – на одном уровне (развернуты и слегка опущены), лопатки прилегают к грудной клетке, кривизна позвоночника умеренно выражена, все части тела расположены симметрично. При правильной осанке голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости), руки опущены, грудная клетка – слегка выпуклая, живот втянут, ноги умеренно разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и перпендикулярны полу, стопы параллельны или слегка разведены в стороны.
  
Формирование осанки начинается в раннем детстве и заканчивается к моменту окончания роста. Вместе с тем, ее нарушения могут возникнуть при слабости мышц туловища в любом возрасте. Чаще всего это проявляется изменением формы спины.
Форма спины определяется, в основном, изгибами позвоночника. Для спины нормальной формы характерны физиологические изгибы:

  • в переднем направлении – лордоз - в шейном и поясничном отделах позвоночника;
  • в заднем – кифоз - в грудном и крестцовом отделах.

Правильно оформленные изгибы позвоночника создают хорошие условия для жизнедеятельности внутренних органов, позволяют ему успешно выполнять функцию опоры и амортизатора.
Позвоночник новорожденного ребенка не имеет изгибов. С 3 – 4 месяцев жизни, когда ребенок начинает хорошо держать голову, появляется шейный лордоз, с 6 – 7 месяцев жизни (ребенок садится) -  грудной кифоз, а когда ребенок начинает стоять и ходить – поясничный и крестцовый изгибы. 
Окончательная осанка формируется с наступлением половой зрелости.

Нарушение осанки в переднезаднем отделе (саггитальной плоскости) происходит по следующим причинам:
- слабое развитие мышечной системы, особенно мышц спины и живота;
- отсутствие систематической физической тренировки;
- наличие дефектов зрения;
- сон на кровати с мягкой подстилкой;
- неудобная мебель для приготовления уроков;
- перенесенный в раннем детстве рахит, частые простудные заболевания, туберкулезная инфекция.

При сглаживании естественных изгибов позвоночника образуется плоская спина. При резко выраженном грудном кифозе и сглаженном лордозе формируется круглая (сутулая) спина. Кругло-вогнутая (седлообразная) форма спины характеризуется резко выраженным грудным кифозом и поясничным лордозом. Круглая и кругло-вогнутая спина, помимо косметического изъяна, сопровождается снижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. При плоской спине отмечается снижение рессорной функции позвоночника, в результате чего происходят постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, приводящие к быстрому утомлению, а нередко – и к головным болям.

Нарушение осанки можно заподозрить у ребенка еще до 1 года жизни
по следующим признакам:
- Положение головы – в одну сторону;
- Естественные складки – асимметричны;
- Кормление – больше с одной груди;
- Ползание – кругами;
- Подкладывание ножки в положении сидя.

Основным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка и уход за ним, начиная с первых месяцев после рождения. Прежде всего, необходимо правильно пеленать ребенка, оставляя его ножки и ручки свободными. Для профилактики врожденного вывиха бедра рекомендуется широкое пеленание. Укладывать ребенка в кроватку надо так, чтобы он видел что-нибудь интересное для себя с двух сторон. Если кровать стоит у стены и малыш все время поворачивает голову и смотрит в одну сторону, может произойти деформация черепа. До полутора месяцев, пока ребенок не научился удерживать голову, его следует носить в горизонтальном положении. Не рекомендуется преждевременно усаживать малыша, так как кости у маленьких детей очень гибкие, склонные к деформации, а мышцы еще слабые. Класть малыша на живот следует чаще, начиная с первого месяца жизни. Стараясь удержать голову, ребенок тем самым тренирует и укрепляет мышцы спины, что способствует предупреждению чрезмерного прогиба позвоночника назад. Обучая малыша ходьбе, не стоит тянуть его за ручку, держать ручки поднятыми вверх. Значительно удобнее родителям и полезнее малышу использовать «вожжи» (полотенце, пеленку).

Формирование правильной осанки зависит и от обуви ребенка. Она должна соответствовать размеру, быть с небольшим широким каблуком на кожаной подошве. Неправильно подобранная обувь может привести к плоскостопию, различным деформациям ног. А эта патология практически всегда приводит к нарушению осанки и сколиозу. Поэтому стопы нужно укреплять, используя специальные упражнения.

Если ребенок с детства не приучен к физическим упражнениям, редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, он будет расти слабым, болезненным, что, в свою очередь, отразится на его осанке. Необходимо использовать различные средства закаливания, особенно воздушные ванны, обтирания.

На формировании осанки может неблаготворно отразиться и неправильно подобранная детская мебель. Высота сиденья детского стульчика должна равняться длине голени от подколенной ямки до пятки, стопа должна располагаться на полу, а не висеть в воздухе. Ширина сиденья должна составлять 2/3 длины бедра, чтобы в подколенной ямке не придавливались нервы и кровеносные сосуды. Спинка стула должна быть жесткой, прямой или вогнутой формы, а сиденье – с подогнутым книзу краем и небольшим наклоном назад. Твердая постель с низким изголовьем – основа хорошей осанки.

В 5 – 6-летнем возрасте в комплекс гигиенической гимнастики хорошо вводить упражнения с ношением предметов на голове, Хороши плавание, ходьба на лыжах. С этого же возраста необходимо следить за выработкой правильной осанки и организацией рабочего места.

Основной метод лечения патологической осанки – лечебная гимнастика, задачей которой является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки. Исправление различных нарушений осанки достигается с помощью  специальных упражнений, обучение которым осуществляет инструктор-методист кабинета ЛФК.

Немалая роль в лечении нарушений осанки отводится полноценному питанию, соблюдению ортопедического режима, массажу, закаливанию, плаванию. Нарушение осанки – это функциональное состояние, которое устраняется при соответствующем лечении.

Сколиоз.
Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функций органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам.
Это заболевание длительное, с неопределенным течением и не всегда ясным прогнозом. Сколиоз правильнее называть сколиотической болезнью.
Проблема сколиоза уже давно привлекает большое внимание ученых и практиков здравоохранения нашей страны и за рубежом. 
На протяжении длительного периода времени на всех континентах земного шара, несмотря на улучшение материальных условий жизни, широкие меры профилактики, развертывание сети специальных учреждений для раннего лечения сколиоза, улучшение методов консервативного и хирургического лечения, число больных сколиозом не уменьшается. Из этого следует, что не факторы внешней среды (неправильно подобранная мебель, малоподвижный образ жизни, ношение тяжелых предметов в одной руке, неравномерная нагрузка на позвоночник) являются истинной причиной сколиоза. 
На 100 обследованных детей выявляют от 2 до 9 случаев сколиоза. Частота возникновения сколиоза среди девочек и мальчиков в раннем возрасте примерно одинакова. Однако у девочек сколиоз более склонен к прогрессированию (особенно в подростковом возрасте), поэтому в более позднем возрасте выраженная форма сколиоза у девочек встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у мальчиков.
При диагностике сколиоза учитывают положение линии остистых отростков позвоночника, положение головы и очертание шейно-плечевых линий, симметричность треугольников талии, уровень стояния углов лопаток, наличие реберного выпячивания и мышечных валиков.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают лево-, право- и S- образный сколиозы; по локализации – грудной, поясничный, тотальный; одновременное искривление назад и в сторону –кифосколиоз. По течению сколиоз делится на

  • не прогрессирующий,
  • медленно прогрессирующий,
  • быстро прогрессирующий.

Чем младше ребенок, тем тяжелее прогноз – сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.
Наиболее часто прогрессируют грудной и S- образный сколиозы. S- образный сколиоз косметически выглядит лучше, чем грудной, нарушения функции органов грудной клетки менее значительны.

Консервативный метод лечения включает общеукрепляющее лечение:
- полноценное, богатое белками и витаминами питание;
- режим разгрузки позвоночника;
- пребывание на свежем воздухе;
- занятия лечебной гимнастикой;
- лечебное плавание;
- массаж;
- закаливание;
- санацию хронических очагов инфекции.

Основной метод лечения сколиоза – лечебная физкультура, основной задачей которой является укрепление мышечного аппарата, улучшение дыхательной функции и общего состояния больного. При всех видах сколиоза 1 и 2 степени без прогрессирования искривления позвоночника ЛФК проводится в поликлинике.


Памятка для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

 

Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики.

Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка

Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа,  и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.

1.      Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все  органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.

2.      Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.

3.      Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием.

4.      Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.

Как распознать нарушение осанки

Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.

Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте,  и вовремя принять меры  необходимо  осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.

Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:

1.      Выпуклость грудины и уплощение поясничного лордоза. Другое название – круглая спина.

2.      Кругловогнутая спина.  Увеличение всех изгибов позвоночника.

3.      Сутулая спина. Лордоз поясничного отдела уменьшен, а грудной кифоз увеличен.

4.      Плоская спина. Все изгибы уменьшены и мало выражены.

5.      Плосковогнутая спина. Увеличен поясничный лардоз, уменьшен грузной кифоз.

Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка,  могут дополняться еще и вторичными признаками:

1.      Сильное выпячивание лопаток относительно плоскости спины.

2.      Уплощение лопаток.

3.      Сильный наклон шеи и головы вперед – сутулость.

4.      Колени, расходящиеся в стороны.

Нарушения осанки в фронтальной плоскости  характеризуются  несимметричностью  половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:

1.      Ноги разной длины.

2.      Плечи располагаются на разном уровне.

3.      Талия на одном боку отличается от другого бока.

4.      Голова самопроизвольно склонена на бок.

5.      Позвоночник и ягодичная складка не на одной линии.

Как предотвратить нарушение осанки у школьников

Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:

1.      Сидеть на своем рабочем месте прямо. Выражение «писать носом» подходит тем детям, которые практически лежат на парте при письме. Это опасное положение тела, вызывающее со временем перекос позвонков.

2.      Парта, на которой сидит школьник, должна находиться на уровне нижней части груди. Если парта слишком низкая, то ребенку придется наклониться  при письме или чтении – это неправильно. Если парта слишком высокая, правая рука будет стремиться постоянно вверх, формируя при этом неправильное расположение правого плеча.

3.      Высота стула должна соответствовать высоте голени ребенка.

4.      Между столом и стулом должно оставаться расстояние равное грудной клетке школьника.

5.      При письме ребенок должен занимать правильную позу – ноги согнуты под прямым углом, спина прямая, подбородок опущен.

Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.

Некоторые упражнения для исправления осанки:

1.      Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.

2.      Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.

3.      Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.

4.      Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.

5.      Вращательные движения руками в разные стороны  в положении стоя.

6.      В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.

Такие несложные упражнения избавят вашего ребенка от нарушений осанки и заболеваний позвоночника в будущем. Главное условие – регулярность выполнения упражнений и систематический контроль за правильным положением спины.

свернуть

Профилактика нарушения зрения

развернуть

На что же следует обратить внимание, чтобы сохранить здоровье детям? Во многом состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе зависит от того, насколько правильно организован его режим дня.

     Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.

     Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1.     Правильное чередование труда и отдыха.

2.     Регулярный прием пищи.

3.     Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4.     Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5.     Определенное время для приготовления домашних заданий.

6.     Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

     Начинать профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения.

    Первое на что необходимо обратить внимание, это то, что новорожденные и дети первого года жизни имеют только в 5 % случаев эметропическую рефракцию, в остальных случаях это различные варианты аметропий (4 % - гиперметропы высоких степеней более 6 Д, 5% - врожденная миопия и остальные 86 % - гиперметропы слабой и средней степени). Таким образом, с момента рождения уже 14 % детей составляют группу высокого риска и требуют тщательного наблюдения врача-офтальмолога, который обязан не только констатировать аномалию рефракции, но и составить план мероприятий по динамическому наблюдению за ребенком и работы с родителями, которые в свою очередь должны в домашних условиях выполнять все рекомендации врачей.

                                                Профилактика нарушений зрения у школьников

     Особого внимания специалистов заслуживает значительно возросшее за последние десятилетия число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки  приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

     Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 - 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников  в среднем составляет  5 - 7 часов в день (30 - 42 часа в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8 - 10 часов в день (48 - 60 часов в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.

     Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

     Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.  К сожалению, начиная  от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез).

     Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

     Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть  равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 - 80 ватт. Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и  общее освещение в комнате  Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

     Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 - 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

     Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

1.     Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

2.     Правильно питаться

     В рационе близоруких детей должны быть:

морковь - богатый источник бета-каротина;

черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;  

красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;

кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает  помутнение хрусталика;   

рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;

шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки.   

цитрусовые - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

     Комплекс упражнений для младших школьников

1.     Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

2.     Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.

3.     Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4.     Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5.     Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

      Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

1.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.

2.     Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.

3.     Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.

4.     Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.

5.     Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.

6.     Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.

7.     Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

     Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

     Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

     Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.

     Для ребенка это время серьезных нагрузок и ответственной работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварная рыба, постная говядина, курица и индейка, морковь и свежая капуста, зелень, ягоды и натуральные соки.

     Все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, необходимы для нормального развития глаза, костного скелета и нервной системы. Кроме естественных витаминов малышу дополнительно необходимы их синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция в крови. Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу, плоскостопию, сколиозу – полному набору болезней, приобретаемых школьником при попустительстве взрослых. У многих детей на этом фоне развивается еще и детский невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.

свернуть

Утомляемость учащихся, способы предупреждения утомляемости

развернуть

Здоровье - это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо. Время обучения в гимназии совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в гимназии.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста.

Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

С помощью бланкового теста скорости (корректурной пробы) мы определяли наличие утомления у учащихся гимназии. Данная методика предложена Бурдоном.

Важными показателями утомляемости является характеристика качества выполнения задания и количество допущенных ошибок.

В исследовании принимали участие учащиеся 7-го класса ГУО «Гимназии г.Чечерска». Численность составляла 24 человека. Было выявлено, что концентрация внимания у детей 7-го класса в ходе 1 урока в среднем составляла 78 %, переключаемость – 80%, на 2 уроке эти показатели уменьшились к 68%. 3 урок подтверждает закономерность снижения изучаемых величин к 59%, на последних уроках показатели снизились к 30-20%.

Следовательно, утомляемость начинает появляться и набирает темп от урока к уроку. На последних уроках, учащиеся работали на пределе физических и психических возможностей.

Затем, мы использовали физические нагрузки, которые чередовались с элементами релаксации для снятия усталости.

В результате данной работы показатели концентрации внимания восстанавливались, что способствовало об эффективном воздействии на организм учащихся физических нагрузок и релаксации.

Предупреждение утомления учащихся на уроке зависит от сочетания трех факторов:

1.трудности учебного материала;

2.эмоционального состояния учащихся;

3.насыщенности видов учебной деятельности

  Начальные признаки утомления:

1.снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;

2.ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

3.ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже;

4.ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

Большое внимание обращают на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, психофизический комфорт учащихся на уроке.

Для снятия эмоционального напряжения используют игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

В начале урока  включают следующие упражнения для профилактики утомления.

Растирание ушных раковин и пальцев рук - активизирует все системы.  Релаксация.

Цель - снятие мышечного напряжения.

Звучит спокойная музыка.

Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет "3" вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

Поэтому, важно на уроке давать учащимся отдыхать и не загружать!

свернуть
Ещё в этом разделе
  • Учащимся
    • Ваше здоровье
      • ОРИ. Что это такое?
      • Осторожно, коронавирус!
      • Комплексный план основных мероприятий по реализации проекта «Минск – здоровый город» на 2020 год
      • Горячая линия по вопросам коронавирусной инфекции
      • Простые правила безопасности для шеольников
      • 7 шагов по профилактике коронавирусной инфекции
      • Опасно! Грипп!
      • Вакцинация
      • Вакцинация против короновируса
    • В помощь юному исследователю
    • В помощь учащемуся
      • Английский язык
      • Астрономия
      • Биология
      • География
      • Информатика
      • История
      • Изобразительное искусство
      • Математика
      • Обществоведение
      • Родная мова i лiтаратура
      • Русский язык и литература
      • Трудовое обучение
      • Химия
      • Физическая культура
      • Физика
      • Черчение
    • Для портфолио
    • Расписания занятий
      • Расписание учебных занятий
      • Расписание объединений по интересам
      • Расписание факультативных занятий
      • Расписание объединений по интересам на платной основе
    • Выпускнику
      • Централизованное тестирование
      • Нормативная правовая база
      • Как подготовиться к экзаменам
      • Психологическая помощь
      • Телефоны горячих линий
    • Профориентация
      • Дни открытых дверей
      • Учебные заведения Республики Беларусь
      • Куда пойти учиться?
    • Изучение иностранного языка
      • Рекомендации учащимся по подготовке к экзамену по иностранному языку
    • Расписание звонков
    • Безопасность дорожного движения
    • Шестой школьный день
      • Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день
      • Модель шестого дня
    • Здоровый образ жизни
    • Я - грамадзянін Беларусі
      • Дзяржаўныя сімвалы
      • Асноўныя факты пра Беларусь
      • Геаграфія Беларусі
      • Беларуская культура
      • Вядомыя беларусы
      • Ці ведаеце вы, што...
    • Конкурсы и интернет-олимпиады
      • Международные конкурсы
      • Конкурсы, проводимые в Минском государственном дворце детей и молодёжи
      • Календарь городских массовых мероприятий Минского государственного дворца детей и молодежи на 2020-2021 учебный год
    • График проведения предметных недель в ГУО «Средняя школа № 223 г. Минска имени Иона Солтыса»
      • Неделя предметов естественно-математической направленности
      • Неделя начальных классов
      • Неделя английского языка
      • Неделя предметов общественно-гуманитарной направленности
    • Ура, каникулы!
      • Осенние каникулы
      • Зимние каникулы
      • Весенние каникулы
    • Телефон горячей линии для пострадавших от домашнего насилия
    • Республиканский субботник
    • Профильное обучение
    • Деловой стиль одежды
    • Республиканская олимпиада по учебным предметам
      • Первый этап республиканской олимпиады по учебным предметам
      • Второй этап республиканской олимпиады по учебным предметам
      • Третий этап республиканской олимпиады по учебным предметам
    • Энергосбережение
    • Моя семья
      • Макей Алиса
      • Галушка Надежда
    • Экскурсионные образовательные маршруты
    • Азбука безопасности
      • Правила поведения в учреждении образования
      • Безопасная жизнедеятельность учащихся
      • Пакет безопасности
      • Кибербезопасность
      • Энергосбережение
      • Профилактика краж имущества
      • Ответственность за подделку документов
    • Органы и службы Партизанского района информируют
      • МЧС информирует
      • Прокуратура информирует
      • ГАИ Партизанского района информирует
    • Костёр сатиры (посвящается 250-летию со дня рождения И.А. Крылова )
      • Биография И.А. Крылова
      • Личная жизнь И.А. Крылова
      • Творчество И.А. Крылова в молодые годы
      • Творчество И.А. Крылова в зрелые годы
      • В конце жизненного пути
      • Тексты произведений
    • Информация о мерах социальной поддержки обучающихся
    • Сваттинг
© ГУО "Средняя школа №223 г.Минска имени Иона Солтыса",

телефон 8-017-320-47-82, электронная почта sch223@minskedu.gov.by
Регистрационное свидетельство №1141101875 от 24.06.2011г.

@sch223
  • Гостевая книга
  • Карта сайта
  • Контакты
Яндекс.Метрика
ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ