по формированию здорового образа жизни учащихся
«Именно здоровье людей должно стать «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают»
Профессор, доктор медицинских наук И.И. Брехман
В составленном годовом планировании на 2015/2016 учебный год отражено: одно из основных направлений работы школы – здоровый образ жизни, охрана жизни и здоровья учащихся. Одной из поставленных задач является воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Этого мы достигаем через:
- усвоение знаний о полноценном здоровье человека;
- формировании потребности в ЗОЖ, умения противостоять вредным привычкам.
В 2015/2016 учебном году мы продолжили свою работу в данном направлении, придерживаясь запланированной комплексно-целевой программе «Здоровье» средней школы № 223 г. Минска на 2015/2016 учебный год. Данная программа направлена формирование здорового образа жизни, как основного показателя образовательно-воспитательной деятельности учащегося. Она предусматривает организацию информационно-методического обеспечения, освоение и внедрение в практику учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающих технологий, организацию школьного питания, профилактику пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа, венерических и других заболеваний. Также наша деятельность направлена на оздоровление учащихся, профилактику травматизма и контроль за охраной жизни подростков. Дополняют и помогают эффективно реализовать поставленные задачи мероприятия в рамках комлексно-целевой программы межведомственного сотрудничества с социальными институтами средней школы № 223 г. Минска на 2015/2016 учебный год с городским центром «Здоровье», городским наркологическим диспансером, детскоподростковым психоневралогическим диспансером, УЗ «14 городская поликлиника» и УЗ «9 детская поликлиника». Реализация данных планов прослеживается из встреч, бесед, лекций, которые проводятся сотрудниками здравоохранительных органов с учащимися нашей школы, как на базе учреждения образования, так и на базе учреждений здравоохранения. Они дают положительные результаты, так как учащиеся всегда лучше воспринимают информацию от специалистов, чем из уст учителей, классного руководителя.
По профилактике вредных привычек успешно работает социально-педагогическая и психологическая служба (далее СППС). Волонтерские группы, которые имеются в учреждении образования, работают по принципу «равный обучает равного», члены волонтерских групп посещают с лекциями 1-4-е классы, участвуют в агитационной работе по профилактике СПИД/ВИЧ- инфекций, профилактике алкоголизма и табакокурения, беседах и выступлениях, приходя на классные часы, часы информирования. В учреждении образования систематически обновляются стенды по ЗОЖ, правовой уголок, уголок дружины спасателей-пожарных, стенд профессионального самоопределения учащихся, тематические стенды по ФиЗОЖ. Продолжается сбор видеоматериалов и презентаций по следующим направлениям:
- охрана здоровья;
- профилактика вредных привычек;
- профилактика несчастных случаев;
- оздоровление в каникулярное и летнее время.
СППС школы продолжается целенаправленная работа по выполнению запланированных мероприятий с неблагополучными семьями и учащимися, состоящими на различных видах учета (выполнение планов по реализации Декрета Президента № 18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по защите детей в неблагополучных семьях», Декрета № 5 от 05.05.2009г.), а также ежемесячные Советы по профилактике безнадзорности и правонарушений с приглашением сотрудников ИДН УВД администрации Партизанского района, специалистов УЗ «14 городская поликлиника» и УЗ «9 детская поликлиника», работников ЖЭС, которые положительно влияют на дальнейшее поведение, отношение к учебе и школе, как самих учащихся, так и их членов семьи. Параллельно с практической работой ведется и методическая работа, которая осуществляется при проведении семинаров, круглых столов по формированию ЗОЖ с пед. коллективом с целью внедрения в практику новых современных технологий, обмена мнениями, преемственности и применения в работе с детьми.
С целью формирования ЗОЖ у учащихся, развития самостоятельности, творческих способностей в школе реализуется Программа развития детского движения в Республике Беларусь. В рамках данной программы развивают свою деятельность 8 детских и молодежных общественных объединений
В школе созданы необходимые условия для работы органов самоуправления: в соответствии с современными требованиями оформлена большая комната общественных организаций.
Численность общественных объединений педагогов выглядят следующим образом:
- ОО «БРСМ» – 10 членов + 4 в д/отпуске (педагогов до 31 года – 16 человек);
- Члены профсоюза – 75 человек;
- ПО «Белая Русь» - 6 человек.
Самой многочисленной детской организацией в школе является ОО «БРПО» - пионерская дружина «Прометей», которая была создана в декабре 2002 года. Мероприятия, проводимые в дружине, разрабатываются с учетом интересов учащихся, их стремлений, способностей, направлены главным образом на всестороннее развитие, формирование умений и навыков совместной и организаторской деятельности.
Ведется активная работа по вовлечению в ряды ОО «БРСМ». От деятельности этой организации во многом зависит уровень воспитанности всех учащихся школы. Ведь член ОО «БРСМ», старшеклассник – пример для учащихся начальной школы и среднего звена. Организация дееспособная, члены ОО «БРСМ» являются инициаторами многих мероприятий. Активное участие члены ОО «БРСМ» принимают в экологических акциях района: акция по озеленению, акция «Дом, в котором я живу», конкурс экологического плаката, акция «Сделай Минск чище!» и другие. Ежегодно члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ» принимают участие в благотворительной акции «Дети – детям!».
В учреждении образования также ведет свою деятельность ОО «БМООСП», которая была создана в 2002 г. Цель организации – гражданско–патриотическое воспитание, обучение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, популяризация и обучение профессии спасателя–пожарного.
Активную жизнь ведут и члены ЮИД. Члены данной организации объединены общей школьной идеей - активно участвовать в работе по пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.
Большое значение в последнее время уделяется работе ОО «ОСВОД». Они занимаются пропагандой безопасного поведения на воде. С этой целью в школе установлен наглядный сменный стенд, где постоянно обновляется информация. В весенне-летний каникулярный период он размещается на 1-ом этаже для учащихся и их родителей, а также в каждой отрядной комнате школьного оздоровительного лагеря «Лесная сказка».
Это достигается через Дни здоровья (2 раза в месяц), тематические занятия в 6-й день недели (физкультурно – оздоровительные и развивающе-обучающие), месячники и декады (правовой, героико-патриотического воспитания, профилактики СПИД/ВИЧ), недели культуры питания, профилактики табакокурения, ДТ травматизма, часы внеклассной работы и другие.
Значительную помощь оказывают в эффективности нашей работы внешкольные службы и ведомства:
- ИДН, КДН, РУВД Партизанского района, ОПОП №65;
- ГАИ, РОЧС Партизанского района;
- Учреждения культуры столицы;
- Центр социальной защиты населения;
- Организация ветеранов войны в Афганистане МАЗ, Центр белорусско-казахской дружбы «ДОСТЫК-ДРУЖБА»;
- Кинотеатры «Мир» и «Пионер»;
- ОО «Красный крест»;
- ЦДОДиМ Партизанского района «Виктория».
Собирается и практически используется весь материал работниками библиотеки по формированию ЗОЖ. Имеется уголок здоровья, материалы по профилактике вредных привычек, методическая литература по ЗОЖ:
- Газета «Спортивная панорама»;
- Журнал «Здаровы лад жыцця»;
- Журнал «Фізкультура і здароўе».
Сотрудниками СППС и классными руководителями систематически проводятся тематические беседы, консультации, дискуссии по формированию ЗОЖ. Например, игра «Без наркотиков», дискуссия «Шаг за шагом к погибели», круглый стол «Путь в никуда», ролевая игра «Суд над сигаретой», викторина «Палитра ЗОЖ».
Таким образом, работа по формированию потребностей в здоровом образе жизни способствует сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
План декады по нравственно-правовому воспитанию
и формированию навыков
здорового образа жизни
«Каждый выбирает по себе!»07.03-19.03.2016
№ |
Мероприятие |
Категория участников |
Дата проведения |
Ответственный |
1 |
Оформление тематического уголка «ЗОЖ» |
9-11 классы |
07.03.2016 |
Педагог социальный Ревеко К.С. |
2 |
Оформление тематической выставки в библиотеке школы «Мы за здоровый образ жизни» |
6-11 классы |
09.03.2016 |
Библиотекарь Ромашко И.А. |
5 |
Конкурс рисунков и плакатов по ЗОЖ |
1-11 классы |
До 15.03.2016 |
Классные руководители |
6 |
Конкурс рисунков «Мои права и обязанности», «Я гражданин» |
1-11 классы |
До 15.03.2016 |
Классные руководители |
7 |
День здоровья Спортивно-массовое мероприятие «В здоровом теле здоровый дух» |
5 – 11 классы |
12.03.2016 |
Классные руководители, учителя физкультуры |
8 |
Организация культурно – массового мероприятия «Масленица» |
11-7 классы |
112.03.2016 |
Педагог – организатор, классные руководители |
9 |
Единый классный час в рамках декады «Здоровым быть модно?!» |
1-11 классы |
09.03. – 19.03.2016 |
Классные руководители |
10 |
Заседание родительского клуба. Формирование навыков ЗОЖ. Профилактика подростковой преступности. |
11-11 классы |
115.03.2016 |
Специалисты СППС, классные руководители |
11 |
Выступление танцевального коллектива «Терпсихора» в рамках ЗОЖ «Стоп – наркотики» |
85-11 классы |
216.03.2016 ((информ. час)
|
Педагог дополнительного образования Яковицкая А. О. |
12 |
Проведение рейда «Подросток» |
1-11 классы |
22.03.2016 |
СППС, классные руководители |
13 |
Встреча с инспектором ИДН. «Подросток и закон». |
62-11 классы |
ВВ течение декады |
Заместитель директора по ВР, инспектор ИДН |
(в плане возможны изменения)_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог социальный К.С. Ревеко
Педагог – организатор И. Д. Судиловская